Политология » История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем » Предмет политологии. Функции политологии

Предмет политологии. Функции политологии
Страница 2

Юридическая традиция.

Основатель Марк Тулий Цицерон

(1 век до н. э. ). Важный его тезис: «О естественном праве» (государство должно уважать естественные права личности). Цицерон был последовательным сторонником народных форм государства, признавал лучшую смешанную власть (власть монарха, аристократии и демократии, это тогдашний Рим).

Рим стал империей, хотя был республикой. После падения Римской империи юридическая традиция теряет мощь, а в период консолидации буржуазии (17-18 век) вновь возрождается. Рассвет естественных прав. «Теория общественного договора» (конец 17, начала 18 века) , основатель теории Т. Гоббс

в работе «Левиафан».

Теория общественного договора – сначала люди в догосударственном состоянии (война всех против всех) , чтобы уйти от этого – нужно заключить договор, т. е. кому и на каких условиях передаётся власть. Т. Гоббс считал наилучшей формой государства - абсолютную монархию (выше её эффективность).

Сторонником общественного договора был Д. Локк,

но наилучшей формой считает конституционную монархию (тезис о необходимости разделения властей). Две идеи эти получили развитие в эпоху Французского просвещения.

Ш. Монтескье

, (сторонник конституционной монархии, он разделил на 3 ветви: законодательную, исполнительную, судебную) , появляется тезис о зависимости государства от его форм и размера. Для Южных стран наилучшая форма – монархия.

Ж. Ж. Руссо

признавая теорию общественного договора, разделяет 2 этапа договора:

1) Соглашение (верно).

2) Передача народу права на власть (считает неверным). Говорил, что это ведет к использованию власти в собственных интересах личности. Сторонник прямой демократии, всё делает народ, нет разделения властей, нет механизмов, учитывается мнение оппозиции, т. е. государство единое тело, принимает и осуществляет эти решения.

В XIX в. Южная традиция продолжается, но очевидны её недостатки (всё сводится к изучению государства). А в XIX в. Появляются партии и юридический подход отступает, а на 1-ый план выходит политико-социалистическая традиция.

Политико-социалогическая традиция.

Платон

изложил свою концепцию в работе «Государство», затем «Законы» (IV в. до. н. э. ).

Считал что все земные государства неидеальны. Пытался создать модель идеального государства. Оно основано на жестком разделение сословий, представители выполняющие разные функции. Управляют мудрецы, оборона, защита, стражники, материальны ценности делают ремесленники (производители). Философы – разумное начало. Войны – яростное начало. Производители – вожделенное начало. Оборонительные функции – исполняют сословия воинов.

Возможен переход 1 и 2 сословий, но нет контакта с 3. Воспитание детей в нормах принадлежности к сословию. 1 и 2-ое сословия не имеют не семьи и не собственности, 3-ие могут иметь семью. Необходимым условием является аристократия, т. е. правление лучших, так можно выделить 3 постулата

:

1) Сословное деление.

2) Сословное воспитание.

3) Аристократическая форма правления.

Он пишет так же о монархии. Тирания (наихудшая). Тимократия (власть честолюбцев (власть воинов, пример Спарта) ). Олигархия (власть денежных мешков). Демократия (ведет к распутству, т. к. у людей очень много свободы).

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Аграрная политика государства
Первые же шаги по реформированию экономики не могли не привести к резким изменениям в сфере АПК. Старая система фактически отмерла, возникла потребность в государственной поддержке сельского хозяйства, что ранее решалось в рамках ценовог ...

Слабости либеральной демократии
В качестве недостатков классической либеральной демократии обычно отмечаются: 1. Социально-классовая ограниченность. Подобно античной демократии, она не распространяется на большинство населения: пролетариев, другие низшие слои, женщин — ...

Эмпирический подход к демократии. «Полиархия»
Выявление элемента утопизма, несоответствия между нормативным понятием демократии и реальностью, между идеалом и жизнью является следствием эмпирического подхода к анализу демократии. Такой подход абстрагируется от идеалов и априорных оце ...