Политология » История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем » Предмет политологии. Функции политологии

Предмет политологии. Функции политологии
Страница 1

Вопрос 1.

Аристотель первым сформулировал понятие политики. Политика-это цивилизованная форма общности людей, необходимое условие для достижения общего блага.

Н. Макеавелли.

В XVI в. Итальянский философ Н. Макеавелли уточнил понятие политики.

Политика - есть обращение с властью, заданная обязательствами и зависящая от могущества властителя или народа, а так же от текущей ситуации.

Факторы: - текущая ситуация.

-сила народа или властителя.

Содержание политики менялось. Круг субъектов политики расширялся:

-политические партии.

-политические союзы.

-частные лица.

М. Вебер.

Политика - имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по руководству. Ассоциируется с управлением или понятием стратегия (выбор цели и средств их достижения).

На западе:

Частная собственность приводит к образованию гражданского общества (Гегель). Это вызывало к появлению государства (согласование точек зрения и интересов большинства) , и социальные расслоения.

На Востоке:

На востоке образование государства было вызвано экономическими причинами и защитой грани.

Три трактовки политики:

1) Директивный подход

(М. Вебер) – деятельность по управлению.

Политика – деятельность элит и лидеров по руководству и управлению общественными процессами на всех уровнях при помощи институтов государственной власти.

2) Функциональный подход

– сущность политики усматривается в разделении обязанностей и полномочий. Основывается на технологии политической.

Политика – это сфера властных отношений, т. е. отношение по поводу власти, её организации, распределении между различными группами интересов, определение главных направлений деятельности государств (Сторонник Платон).

3) Коммуникативный подход

– акцентируется внимание на интегративной функции политики, т. е. обеспечение целостности общества (средство) и механизм защиты общества (сторонник Аристотель).

Политика – способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнородных интересов, их согласования в общественных интересах.

Политическая власть –

возможность и способность навязать свою волю другому.

Политическая организация –

совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающие интересы групп.

Политические отношения

– самые разные отношения, возникающие по поводу политики.

Субъекты политики

– индивиды, социальные слои и т. п, участвующие в политических процессах.

Политическое сознание

– склад из политической идеологии и политическая психология.

Политическая культура

– тип отношения политической действительности к политическим явлениям, обнаруженных в поведении.

Функции предмета политологии:

1) Теоретико-познавательная.

2) Мировоззренческая.

3) Прогностическая (прогнозы).

4) Аксеологическая (оценочная).

5) Методологическая.

Вопрос 2. Возникновение и развитие политической науки.

Существует традиции политической мысли:

1) Религиозная традиция

(ценности, социальные нормы).

2) Юридическая традиция

(институты, государство).

3) Политико – социологическая

(не выделяет какого-либо компонента в качестве ведущего.

Религиозная традиция.

Традиция на 1 место выводит ценности. Возникла раньше всех других. Смысл её в том, что государство и политика имеют неземное происхождение, а являются отражением божественного замысла.

А. Павел: «Всякая власть от Бога».

Христианская политическая концепция получила ход у Августина Аврелия (IV век. )

Учение – «О двух градах» (о граде земном и небесном). Град земной – все грехи (в том числе и государство) , а град небесный – истинные христиане (власть церкви первична).

Религиозная традиция продолжения у Ф. Аквинского (XIII). У него есть тезис о сущности власти (всегда одинакова и божественна) , форма власти и использование власти. Если власть неправильна по форме и использование власти, то народ может ей противостоять. У Ф. Аквинского

«Учение о законе». Закон божественный, закон естественный, закон позитивный (обличен правовыми нормами). Они должны совпадать. Говорит конкретно о формах государства (лучшая – монархия, но не абсолютная).

Учение М. Л. Кинга

(реформатор XVI в. ) повторяет в начале учения Аврелия, но выводы другие, т. е. не противопоставляет божество и людей, государство должно заботиться о своих подданных и все должны преуспеть в жизни земной (простые люди) , чем лучше живешь, тем больше шанс попасть в рай. Православная традиция трактует по-другому: главный мир другой, а не благополучие. Надо спасать и очищать свою душу. После XVI в. Религиозная традиция отступает.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Владимир Жириновский
Родился 25 апреля 1946 в Алма-Ате (Казахстан), русский. Мать была домохозяйкой, одно время работала в столовой зооветеринарного института Алма-Аты. Отец был юристом. На вопрос о национальности родителей Жириновский ответил однажды фразой ...

Противоречивость политической психологии
Политическая психология — внутренне противоречивое явление. В отличие от идеологии, стремящейся подвести политические взгляды людей под некий общий знаменатель, политическая психология отражает политическую реальность во всем ее многообра ...

Естественное право как натуралистическая концепция жизни
Естественное право формулирует представление о неизменных принципах социальной регуляции, которые следуют из структуры миропорядка, природы социума или природы человека. Многозначность самой идеи и неустойчивость терминологии привели к т ...