Политология » Политическая культура и идеология » Политическая культура и идеология. Политическая культура и политическая социализация

Политическая культура и идеология. Политическая культура и политическая социализация
Страница 2

Из элементов политической культуры выделим: политические традиции, нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между личностью и социальными группами, между различными общественными и политическими институтами.

К носителям политической культуры традиционно относятся: личности, социальные группы и социальные общности в целом, классы, этносы, институциональные субъекты политики.

Политология различает три основных типа политических культур:

Патриархальный – при котором характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни.

Подданический – с традиционно сильной ориентацией на политические структуры и невысоким уровнем индивидуальной активности граждан.

Активистский – основанный на заинтересованности граждан в политическом участии.

Ученые отмечают также смешанные типы культуры.

Существуют и более общие критерии типологизации: восточная и западная политическая культура.

Истоки политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти, предполагающей участие граждан в решениях общих вопросов (Аристотель), к римскому праву (Цицерон), утверждавшему гражданский суверенитет. Огромное влияние на ее содержание оказали ценности христианства.

Их квинтэссенцией на современном этапе явилось формирование сознания личности, диктующего беспрекословное подчинение закону, действие в рамках существующего законодательства, предприимчивость и одновременно повышенную меру ответственности за собственные поступки.

Специфика восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности аграрного восточного общества. Это иные истоки формирования политической культуры населения, где, прежде всего, имеется в виду коллективная организация труда и быта, патриархальность.

Таким образом, мы склонны рассматривать политическую культуру как ценностно-нормативную систему, предполагающую ценностные ориентации и установки конкретных людей и социальных групп относительно сложившейся политической системы и ее составляющих. То есть той или иной модели политической системы соответствует конкретная политическая культура, которая в том или ином государстве и обществе приобретает свои особенные формы.

С учетом конкретного исторического момента мы можем говорить об объективном "смешанном" типе культуры, формирующемся в постсоветском пространстве. Данный "смешанный" тип культуры может рассматриваться как один из сущностных признаков системной трансформации.

Соответственно процессы происходящих реформ нужно рассматривать как способность государства и общества к переходу на устойчивые социокультурные рельсы, с учетом как современной модели бытия, так и сложившегося типа социального сознания.

С политической культурой мы тесно связываем понятие политической социализации. Как известно, в политической философии имеет место двоякое толкование данного понятия. С одной стороны, оно предполагает усвоение личностью социального и политического опыта, что обеспечивает воспроизводство сложившейся политической культуры, то есть преемственность поколений. Таким образом, происходит социальная и политическая адаптация индивида. С другой стороны, имеется в виду обратная связь личности с политической системой путем творческой переработки усвоенного опыта и использования интернорно значимых идей в своем поведении. В данном случае речь идет о совершенствовании системы с помощью усилий индивидов. Соответственно политическую социализацию мы рассматриваем как взаимоувязанный процесс умения ориентироваться в социально-политической среде и способности оказывать на нее свое воздействие.

Какой же видится социализация белорусского общества в условиях происходящих реформ? На наш взгляд, это общество, поддерживающее традиции социального равенства и одновременно усваивающее основы экономической инициативы. Его формирование явилось наиболее естественным выходом из привнесенного горбачевской "перестройкой" состояния "социальной размытости". Одновременно это наиболее реальный способ противостояния поляризации населения по уровню доходов. Это общество, формирующееся не путем "борьбы за выживание", а путем здорового трудового участия вне зависимости от рода профессиональной деятельности или образования. Так укрепляется "средний" класс, объединяющий представителей различных социальных групп и обеспечивающий обществу необходимую стабильность. Это предотвратит, с одной стороны, движение вспять, с другой – социально-классовую дифференциацию с неизбежными в таком случае социальными конфликтами.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Модель рационального выбора
В модели, объясняющей электоральное поведение сугубо рациональным выбором избирателя, акцент переносится с процесса социализации и особенностей психологии социальных групп на индивида, а голосование трактуется как рациональный акт избират ...

Почему политика кажется «грязным делом»?
Можно выделить целый ряд причин, объясняющих кажущуюся, а очень часто и реальную аморальность политики. К ним относятся: 1. Уже упомянутые свойства власти распоряжаться материальными и духовными благами, судьбами людей. Это дает высокий ...

Категории и функции политологии. Прикладная политология
Как и всякая научная дисциплина, располагающая предметом исследования, политология имеет свою систему категорий , т.е. узловых понятий, с помощью которых раскрывается предмет науки. Спецификой политологического категорийного аппарата явл ...