Политологи отмечают, что в середине XX в. произошло коренное изменение представлений о роли человека в политическом мире. Появилась необходимость выйти за рамки чисто нормативного описания политики. На более высокий уровень поднялось осмысление действительности. Появились новые политологические категории: политическое сознание, политическое поведение, политическая культура, политическая социализация.
Понятие политического сознания можно сформулировать, исходя из трактовки сознания как такового, данного в свое время В.И. Лениным: это субъективное отражение объективной действительности. Соответственно политическое сознание – это отражение социально-политического бытия и один из компонентов политического процесса.
Различают следующие основные уровни политического сознания: индивида, группы, общества в целом.
С понятием политического сознания тесно взаимосвязано понятие политической культуры как системы исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъекта политического процесса. Она расценивается как способ деятельности людей на основе определенных ценностей, убеждений, представлений.
Структура политической культуры достаточно сложна. Основные уровни:
а) мировоззренческий (когда человек соизмеряет представления о политике со своей индивидуальной картиной мировосприятия);
б) гражданский (на котором индивид вырабатывает понимание своего политического статуса);
в) собственно политический (это уже собственное отношение личности к конкретному политическому пространству и протекающему в нем политическому процессу).
Эти особенности ценностных ориентиров вытекают из принадлежности людей к тем или иным конкретным социальным, территориальным, демографическим группам. Совокупность ценностных установок социальных групп формирует политическую культуру общества в целом, причем она являет собой своего рода конгломерат образований.
Назначение политической культуры состоит в следующем.
Во-первых, политическая культура способствует воспроизводству традиционных форм политической жизни. (Белорусские политологи справедливо отмечают, что такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима). В качестве примера может служить ориентация нашего общества на персонифицированную власть. Возможно, во многом в связи с этим в постсоветских государствах не прижились парламентские республики.
Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. (Самый простой тому пример – новая традиция альтернативных выборов).
В-третьих, политическая культура комбинирует элементы прежнего и современного политического устройства. (На примере Беларуси в данном смысле можно говорить о развитии гражданских свобод с сохранением основных социальных гарантий).
Основные функции политической культуры:
– идентификации (помогает личности понять свою групповую принадлежность и избрать для себя приемлемые способы участия в политической и общественной жизни (например, студенты на вопрос об их политической самоиндетификации относят себя к избирателям);
– ориентации (способствует пониманию человеком происходящих событий и собственных возможностей в конкретной политической системе);
– адаптации – политическая культура помогает людям приспосабливаться к изменяющейся социальной среде. Так, функция адаптации приобрела особую роль в условиях постсоветской системной трансформации;
– социализации – адаптируясь к конкретным социально-политическим условиям, человек одновременно реализует в них себя, стремясь усовершенствовать и обогатить действительность;
– интеграции – это обретение способности взаимотерпимости и сосуществования различных социальных групп в рамках одной политической системы, что обеспечивает целостность и единство государства;
– коммуникации – взаимодействие социальных и государственных институтов, общества в целом и конкретных граждан на базе общепринятых средств общения.
В различных исторических условиях (чаще всего в нестабильных) некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое существование, другие функции, напротив, – усиливаться. Например, в стабильных условиях развития усиливаются функции коммуникации и интеграции, в переходных – функции ориентации, адаптации, социализации и т.д.
Уровни политической культуры: знания, чувства, оценки.
Другие статьи:
Ведение
Термин «социальная напряженность» стал для мира привычным. Политологи, пожалуй, еще не сошлись во взглядах на то, как выглядит соответствующее определение, но суть явления ощущается всеми глубоко. Именно на социально-психологическом уровн ...
Механизм восстановления общественного равновесия
Тип конфликта во многом предопределяет методы (способы), средства, сам механизм его предотвращения и разрешения. Опыт показывает, что, например, урегулирование
внешних (международных, региональных, локальных) конфликтов и связанных с ними ...
Типология политических лидеров
Проявления лидерства достаточно разнообразны. Различные попытки их типологизации на основе тех или иных признаков вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров.
Типологизация М.Вебера. Классической считается типология, пре ...