Таким образом, в регионах партии не играют «первую скрипку», что обусловливает слабость системы организованного коллективного действия. Не имея собственных финансовых и организационных ресурсов, немногочисленные партийные активисты либо примыкают перед выборами к более сильному общефедеральному избирательному блоку (партии), становясь его региональной структурой (Региональная партия центра в Санкт-Петербурге, многие партии — члены НПСР), что позволяет вести на деньги спонсора более или менее активную избирательную кампанию, либо входят в «губернаторскую партию власти» на правах младшего партнера.
Роль и влияние партий на уровне региона как самостоятельных субъектов политического процесса устойчиво снижается в межвыборный период. Как показывает практика, после губернских выборов происходит вполне естественное смещение акцентов в сторону неполитических (т.е. непартийных) — корпоративных, отраслевых, групповых и иных — интересов. Это тем более очевидно, если учитывать, что в регионах корпоративный принцип общественной жизни всегда доминировал над социально-политическим, партийным.
В свою очередь хроническая слабость российских партий подрывает стимулы к партийному активизму, в результате гражданское общество оказывается не представленным на политическом уровне. Одновременно возникают благоприятные возможности для проникновения в парламент независимых «бюрократов» и «хозяйственников» и укрепления клиентелистских и корпоративистских связей между исполнительной и законодательной властями.
Значительная часть общефедеральных и региональных партий и избирательных блоков в действительности является клиентелами влиятельных или популярных в обществе (регионе) политиков, обладающих существенными политическими ресурсами. Отношения между лидером и «соратниками» строятся не столько на программной общности, сколько на принципе «обмена услугами». Первый и отнюдь не единственный пример такого рода — ЛДПР В. Жириновского.
Преодолеть названные недостатки формирующейся партийной системы и призван принятый в 2001 г. «Закон о политических партиях», который предусматривает:
· ограничения на минимальную численность партии (не менее 10 тыс. членов) и ее региональных отделений (наличие таковых не менее чем в половине субъектов РФ, численностью не менее 100 человек);
· требование фиксированного членства в партиях;
· признание статуса партии лишь за общероссийскими общественно-политическими объединениями;
· запрет на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;
· введение государственного финансирования партий, и др.
Все эти ограничения призваны работать на концепцию закона — создание в России мощных общенациональных партий, которые будут реально представлять в различных ветвях власти интересы своих избирателей. Предполагается, что в результате будет создана необходимая для развития российского гражданского общества составляющая — эффективная обратная связь общества и власти.
Пока же российские партии плохо справляются и с функцией легитимации власти. Тем более что легитимность формально демократических режимов легко может быть поставлена под сомнение. Несмотря на то что демократический опыт России невелик по сравнению со странами Запада, безразличия и цинизма в отношении демократической политики и политиков у нас, пожалуй, гораздо больше.
Другие статьи:
Политическое проявление гуманизма. Понятие
Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой л ...
Ожидания населения
Деятельность предыдущего руководства под главенством президента Торрихоса в целом находила поддержку у населения. Он проводил в жизнь социальные реформы, пытался бороться с коррупцией и бедностью, но на волне мирового финансового кризиса ...
Предмет и объект политологии
Чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, прежде всего, необходимо четко установить объект и предмет изучения политологии.
Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ...