Политология » Религиозный экстремизм - причины возникновения и способы преодоления » Как с этим бороться?

Как с этим бороться?
Страница 1

Можно ли с этим бороться? Можно и нужно. Более того, учитель – один из тех, кто, как никто другой, способен проводить профилактику религиозного экстремизма, ведь к нему приходят дети, чья душа, как правило, еще не порабощена вредоносной идеологией, чье мировоззрение только формируется, и его еще можно как-то скорректировать. С другой стороны, подход к ученику в этих вопросах должен быть исключительно взвешенным и осторожным. Ведь учитель может и наоборот сделать из ребенка фанатика, что и происходит, как правило, в сектах, куда попадают дети-подростки. Ведь для рядовых сектантов их лидер тоже Учитель. Вот что самое страшное. Кто-то из писателей сказал, что сын за отца не отвечает, но учитель ответственен за своих учеников.

Как же вести себя учителю, когда тема коснулась подобных вопросов. Прежде всего, учитель должен быть мудрым. На наш взгляд, ни в коем случае нельзя судить с точки зрения какой-либо из мировых религий, в частности, традиционного православия, доказывая его превосходство. Это – одна из самых частых ошибок. Во-первых, у нас давно в классах сидят не одни православные, и говорить, что православие – национальная русская религия, по меньшей мере, глупо. Это лишь нагнетает и без того сложную межнациональную обстановку в нашем обществе. Нужно всегда помнить, что мы не в русской школе, а в российской, где рядом с русскими сейчас могут сидеть за одной партой и татары, и армяне, и таджики, и даже негры. У всех у них может быть разная вера.

Нельзя и оголтело критиковать сектантов, подразумевая под сектами все нетрадиционные конфессии, то есть, опять же, бездумно следуя за А. Дворкиным и некоторыми православными журналистами и исследователями. Нужно сначала разобраться самому. Нужно помнить еще и о том, что наши СМИ и политики, много говоря о религиозном экстремизме и борьбе с сектами, часто забывают сообщать своей аудитории, что жертвой религиозного экстремизма чаще всего становятся сами сектанты. Нагнетаемая в газетах и телевидении истерия приводит к тому, что толпа, не думая и не мешкая, начинает «бороться» сама как умеет, и начинаются погромы. [5] Все это уже было в российской истории. Просто, чем больше секты будут ругать и запрещать, тем более привлекательными будут секты для молодежи. Так уж устроена подростковая психология. Быть не таким, как все, очень тяжело, но некоторым, особенно молодым, это нравится. И это может заставить подростка пойти в секту.

К сектам, и вообще к нетрадиционным конфессиям, также нужно подходить осторожно и дифференцированно. Учитель-обществовед, без сомнения, должен хорошо разбираться в подобных вопросах. Информации сейчас предостаточно, однако, не всегда ее можно назвать непредвзятой. Особенно это касается православных источников (например, таких сайтов, как «Сектовед.ру» и др.) Поэтому к анализу ее нужно подойти достаточно серьезно. В принципе, учитель – не религиозный проповедник и не советский преподаватель научного атеизма, а урок обществознания – не богословский диспут. Он не должен ничего навязывать. Лучше оставаться умелым дирижером и постараться сделать так, чтобы ребята задумались и сами сделали выводы. Разводить же богословские дискуссии на уроке вообще не стоит. Ведь, как уже говорилось, среди учеников (особенно в старших классах) могут быть члены той или иной «сектантской» организации. Для верующего человека подобные дискуссии не имеют смысла, они могут вызвать только реакцию отторжения, подросток замкнется в себе, и тогда переубедить его уже будет гораздо сложнее.

Как же заставить человека задуматься, посеять сомнение (в данном случае полезное)? Прежде всего, не грести всех под одну гребенку. Это - секта, а это – нет. Пусть делают выводы сами для себя. Еще раз вспомнить, что такое секта. Побольше проблемных вопросов для размышления. Можно ли называть сектой мощнейшую международную организацию «Свидетелей Иеговы», имеющую филиалы во всех странах мира и миллионы последователей. Можно ли назвать ее «деструктивным культом»? На все эти вопросы должен ответить сам ученик. Только тогда он поймет, опасны они или нет.

Здесь учителю может помочь уже упоминавшаяся книга А. Дворкина «Тоталитарные секты», в которой выделены основные характерные признаки подобных опасных организаций:

1) Организационная замкнутость. Как правило, тоталитарные секты имеют внутри себя строгую иерархию, основанную на жестком вертикальном подчинении «младших старшему», «учеников учителям», «непосвященных посвященным или избранным». При этом рядовые члены зачастую ничего не знают ни об истинном руководстве секты, ни о ее стратегии и политике. Они лишь послушные исполнители чужой воли.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Модель делегирования
Делегатом называется человек, представляющий других людей на основе четко сформулированных поручений или инструкций. Акцент здесь делается как раз на том, что делегат попросту представляет чьи-то взгляды и интересы, а сам не вправе (за ре ...

Основные типы политической социализации
Различия в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют выделить соответствующие типы политической социализации. К ним можно отнести: — гармонический тип политической социализации, отражающи ...

Методы сравнительной политологии и сферы ее применения
Как было отмечено выше, сравнительная политология является одним из перспективных направлений и методов политических наук. В компаративистике особое внимание, наряду с историческим, системным, социологическим, психологическим, бихевиорист ...