Политология » История мировой политической мысли » Политическая мысль Возрождения и Реформации

Политическая мысль Возрождения и Реформации
Страница 1

Период Возрождения (ХIV – XVI вв.) и Реформации (XVI в.) – это эпоха зарождения новых буржуазных отношений. Основными проблемами, которые выдвинулись на передний план и требовали решения, были: новое видение человека, понимание его свободы, прав и обязанностей; новые подходы к вопросу о собственности, право на которую отстаивали все более широкие слои населения; вопрос о доступе к власти (закономерно возрастало число людей, которые могли и хотели принять участие в политической жизни).

В новых нарождающихся капиталистических условиях изменяются основные источники власти. Уже не физическая сила, мужество, умение владеть мечом были источником власти, а инициативность, способность к коммерции, умение общаться, делать деньги, самоотверженно работать. Капитализм, связанный со свободной рабочей силой и ее мобильностью, требовал значительно большей свободы для человека.

В эпоху Возрождения, на основе трудов античных мыслителей и в противовес средневековой теологической доктрине, возрождается вера в человеческий разум, восстанавливается уважение к индивидуальности личности, ее независимость от церкви, что вполне соответствовало нарождающимся буржуазным отношениям. Этим принципам соответствовали и политические идеи Реформации, в целом религиозно окрашенные, направленные на восстановление истинной веры и спасение души, но имеющие в своей основе принципы, отвечающие духу капитализма.

Хронологические рамки Реформации – 1517-1559 гг. Ее принято делить на два направления: бюргерское (Мартин Лютер, Жан Кальвин) и народное (Томас Мюнцер, анабаптисты).

Мартин Лютер

(1483–1546 гг.), доктор богословия из Германии, выступил против традиционной католической церкви в своих 95 тезисах. Он по - своему попытался восстановить значение веры. Утверждая свободу, но свободу в рамках религии, он отбрасывал вековечный порядок, законность папской власти, традиционность церковного вероучения. Все это предлагалось заменить личным отношением к Богу, избавиться в вере от посредничества церкви, что разрушало средневековую политику и идеологию.

Он выступал за церковное самоуправление и духовное равенство, а также вернул идее государственной власти ее достоинство. Он писал, что светская власть необходима потому, что в мире мало истинных христиан. И потому светское правление необходимо для сдерживания злых людей, для сохранения мира и спокойствия. Но у светского правления должны быть свои пределы – оно не имеет права диктовать законы душам, это право принадлежит только Богу. В отличие от средневековой идеи о всеевропейской христианской государственности, Лютер был сторонником национального государства, в котором бы церковная и светская власть были разделены.

Жан Кальвин

(1509-1564 гг.) под влиянием идей Лютера примкнул к протестантизму. Строгость его идей превосходила католическую веру. С современной точки зрения кальвинизм выглядит как жесткая форма церковного контроля над личностью, и тем не менее, его учение приняли наиболее развитые в экономическом отношении области Западной Европы; в XVI в. кальвинизм был распространен в Женеве, Нидерландах, Шотландии, Англии и Новой Англии. И именно кальвинистские общины выступили в роли первых раннебуржуазных политических организаций.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Политические партии. Происхождение и сущность партий
Партия, будучи таким же посредником в отношениях населения с государством, как и группы интересов, обладает по сравнению с ней значительной спецификой. Более того, функциональные и организационные особенности этой «самой политической» из ...

Основные идеологические течения в современном мире
а) Либерализм и неолиберализм. В историческом плане первым оформившимся идеологическим учением был либерализм, идейной основой которого послужила политическая философия английских просветителей 17 - 18 вв. - Дж.Локка, Т.Гоббса и А.Смита. ...

Имидж власти
Свою актуальность проблематика, связанная с имиджем власти, приобрела в XX веке, когда особенно активно стали развиваться демократические институты, прежде всего, институт всеобщих свободных выборов. Судьба власти стала напрямую зависеть ...