Политология » История мировой политической мысли » Политическая мысль Возрождения и Реформации

Политическая мысль Возрождения и Реформации
Страница 1

Период Возрождения (ХIV – XVI вв.) и Реформации (XVI в.) – это эпоха зарождения новых буржуазных отношений. Основными проблемами, которые выдвинулись на передний план и требовали решения, были: новое видение человека, понимание его свободы, прав и обязанностей; новые подходы к вопросу о собственности, право на которую отстаивали все более широкие слои населения; вопрос о доступе к власти (закономерно возрастало число людей, которые могли и хотели принять участие в политической жизни).

В новых нарождающихся капиталистических условиях изменяются основные источники власти. Уже не физическая сила, мужество, умение владеть мечом были источником власти, а инициативность, способность к коммерции, умение общаться, делать деньги, самоотверженно работать. Капитализм, связанный со свободной рабочей силой и ее мобильностью, требовал значительно большей свободы для человека.

В эпоху Возрождения, на основе трудов античных мыслителей и в противовес средневековой теологической доктрине, возрождается вера в человеческий разум, восстанавливается уважение к индивидуальности личности, ее независимость от церкви, что вполне соответствовало нарождающимся буржуазным отношениям. Этим принципам соответствовали и политические идеи Реформации, в целом религиозно окрашенные, направленные на восстановление истинной веры и спасение души, но имеющие в своей основе принципы, отвечающие духу капитализма.

Хронологические рамки Реформации – 1517-1559 гг. Ее принято делить на два направления: бюргерское (Мартин Лютер, Жан Кальвин) и народное (Томас Мюнцер, анабаптисты).

Мартин Лютер

(1483–1546 гг.), доктор богословия из Германии, выступил против традиционной католической церкви в своих 95 тезисах. Он по - своему попытался восстановить значение веры. Утверждая свободу, но свободу в рамках религии, он отбрасывал вековечный порядок, законность папской власти, традиционность церковного вероучения. Все это предлагалось заменить личным отношением к Богу, избавиться в вере от посредничества церкви, что разрушало средневековую политику и идеологию.

Он выступал за церковное самоуправление и духовное равенство, а также вернул идее государственной власти ее достоинство. Он писал, что светская власть необходима потому, что в мире мало истинных христиан. И потому светское правление необходимо для сдерживания злых людей, для сохранения мира и спокойствия. Но у светского правления должны быть свои пределы – оно не имеет права диктовать законы душам, это право принадлежит только Богу. В отличие от средневековой идеи о всеевропейской христианской государственности, Лютер был сторонником национального государства, в котором бы церковная и светская власть были разделены.

Жан Кальвин

(1509-1564 гг.) под влиянием идей Лютера примкнул к протестантизму. Строгость его идей превосходила католическую веру. С современной точки зрения кальвинизм выглядит как жесткая форма церковного контроля над личностью, и тем не менее, его учение приняли наиболее развитые в экономическом отношении области Западной Европы; в XVI в. кальвинизм был распространен в Женеве, Нидерландах, Шотландии, Англии и Новой Англии. И именно кальвинистские общины выступили в роли первых раннебуржуазных политических организаций.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Задание 11. С. 8 («Политология»)
Термин "бюрократия" обычно употребляется в негативном плане. Вместе с тем бюрократические структуры характерны, типичны для современных государств. По Вашему мнению, это случайность или за этим кроется закономерность, необходим ...

Иные внеправовые политические технологии
Заявление об отставке является эффективным методом манипулирования, если оно не выражение слабости или нежелания занимать данный пост. В таком случае оно чаще всего средство сохранения, обеспечения и укрепления власти. К использованию это ...

Марксистская трактовка политической роли классов
С точки зрения марксизма, любое общество, основанное на господстве частной собственности, состоит из классов — «больших групп людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению ...