Политология » История мировой политической мысли » Политико-правовая мысль Древнего Востока

Политико-правовая мысль Древнего Востока
Страница 1

Источниками политической мысли Древнего Востока являются: мифология восточных народов, Пятикнижие Моисея (Старый Завет Библии), древневавилонский политико-правовой памятник ХVIII в. до н.э. «Законы Хаммурапи», труды персиянина Заратустры (Зороастра) (660–583 гг. до н.э.), учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551–479 до н.э.), древнеиндийский трактат IV в. до н.э. «Артхашастра, или наука о политике», политико-правовой памятник II в. до н.э. «Законы Ману» и другие.

Становление политико-правовых учений Древнего Востока происходило на основе религиозно-мифологического мировоззрения. В этих учениях подчеркивался божественный характер власти, законов, их соответствие справедливости и божественным установлениям. Так, царей, жрецов и других представителей власти чаще всего рассматривали как наместников бога на земле. Таким же было и отношение к законам. Люди считали, что корни законов уходят не в земную жизнь, а в небесный космический миропорядок; что они в полном объеме передаются правителю, а он, в свою очередь, поручает своим чиновникам осуществление и реализацию этих законов. Власть базировалась на жестоких наказаниях, навязывании массовому сознанию мифологических, иллюзорных представлений о жизни, справедливости и счастье, культивировании бессловесного подчинения.

Источник власти был вне понимания простого человека. Вся полнота власти принадлежала правителю. Основным признаком данной власти было подавление любого непослушания, любого неповиновения во имя сохранения миропорядка.

Для ранней стадии царской власти характерными были два признака: грандиозность планов и принудительная организация труда как условие их осуществления. Царская власть собрала воедино огромную рабочую массу, дисциплинировала ее и мобилизовала на осуществление проектов, которые и сейчас вызывают удивление (к примеру, египетские пирамиды или Великая китайская стена).

На ранних этапах появления политической мысли древние мыслители лишь описывали существующее общественно-политическое устройство, не задумываясь над необходимостью его изменения или усовершенствования. Провозглашалось верховенство этических принципов над политическими. Политические идеи носили преимущественно прикладной характер, т.е. касались вопросов управления, а не структуры и функций политических институтов.

Несмотря на сходные черты, каждая из древневосточных цивилизаций имела и свою специфику. Так, на основе «Поучения Птаххетепа» (министра египетского фараона Айсеса (2690–2625 гг. до н.э.) сегодня возможно восстановить пирамиду власти в Древнем Египте. Во главе этой пирамиды находились боги, которые оказывали покровительство Египту, после них стоял их наместник на земле – фараон, воплощавший в себе наивысшую мудрость, справедливость, знание, и способный быть одновременно божеством, монархом и наивысшим судьей; затем шли приближенные к фараону жрецы и чиновники, далее – свободные земледельцы и ремесленники, и на самой низшей ступени общественной иерархии находились рабы. Данная иерархия в Египте не была жестко зафиксированной – провозглашался принцип равенства всех свободных граждан, и потому было возможно передвижение по социальной лестнице снизу вверх, что можно объяснить необходимостью на тот момент укрепить позиции правящего класса и пополнить его наиболее активными и талантливыми выходцами из низших слоев.

В Древней Индии границы социальных групп (каст) были четко зафиксированы. Каждая каста представляла собой замкнутую группу, которой отводилось строго определенное место в общественной иерархии. Переход из касты в касту мог идти только сверху вниз. В священных книгах – Ведах - подробно описывается иерархическое устройство древнеиндийского общества. Оно было разделено богами на четыре варны: брахманы (священнослужители), кшатрии (землевладельцы), вайшья (городские торговцы и ростовщики), шудры (ремесленники и крестьяне). Вне этой системы находились неприкасаемые, занятые тяжелыми и ритуально нечистыми работами. Они часто жили за пределами деревни или на окраине города, чтобы своим присутствием не осквернять жизнь высших каст. Внутри касты существовала жесткая дисциплина. Общение должно было быть ограничено своим социальным кругом, запрещались браки и совместное принятие пищи представителями разных каст, запрещалась смена кастовой профессии. Семьи и отдельные лица, которые не соблюдали необходимых правил, подвергались самому страшному наказанию – изгнанию из касты. А так как безопасность человека и его положение в обществе зависели от принадлежности к определенной социальной группе, то он или должен был вымолить себе прощение, или опуститься на дно социальной пирамиды.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Социологическая модель
Социологическая модель связывает электоральное поведение человека с его принадлежностью к определенной общественной группе и предполагает, что при голосовании он обычно следует схеме, которая соответствует экономическому и социальному пол ...

Концепция государства в философии М. Штирнера
Идея отрицания государства – основная концепция, которая объединяет всех представителей анархизма. М. Штирнер считал его общественным злом, орудием человеческой несвободы, которое должно быть, сразу или в будущем уничтожено. Идея государс ...

Государство и гражданское общество в России.
Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подч ...