Политология » Политические партии и современные лидеры России » Современные формы демократии: либеральная, плюралистическая, коллективистская демократия.

Современные формы демократии: либеральная, плюралистическая, коллективистская демократия.
Страница 2

Плюралистические концепции демократии в вопросе о главном представителе народовластия занимают как бы промежуточное положение между индивидуалистскими (личность) и коллективистскими (народ) теориями демократии. Эта группа теорий исходит из того, что ни личность, ни народ не являются главными движущими силами политики в демократическом государстве. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивидов. С помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. Что же касается народа, то и он не может выступать главным субъектом политики, поскольку представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных, конкурирующих в борьбе за власть групп. Назначение демократии состоит в предоставлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их баланс, равновесие, в предотвращении с помощью создания многочисленных независимых центров политического влияния, социальных противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами и даже политическим большинством. Наиболее видными представителями плюралистической демократии (теории групп) являются следующие ученые: А.Бентли, Г.Уоллес, Дж. Мэдисон, Г.Ласки и др.

Общие черты теории плюралистической демократии следующие:

1) признание заинтересованной группы центральным элементом демократической политической системы, гарантирующим реализацию интересов, прав и свобод личности. Сама личность при этом оттесняется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного субъекта власти;

2) рассмотрение соперничества и баланса групповых интересов как социальной основы демократической власти, ее динамики;

3) развитие идеи сдержек и противовесов, ее распространение с институциональной сферы (либерализм) на социальные отношения;

4) узаконение разумного эгоизма, личного и группового интереса как генератора политики;

5) значительное расширение сферы деятельности государства, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества;

6) утверждение о диффузии, распыление власти и правящей элиты в современном демократическом государстве;

7) трактовка множественных, плюралистических элит как главного проводника влияния масс на политику;

8) забота о формировании демократической культуры, которая рассматривается как условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненное разрешение функциональных конфликтов;

9) поддержка государством социально ущемленных групп и индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости.

С плюралистическими концепциями демократии вполне совместимы теория и практика социального правового государства.

Плюралистические концепции демократии сохраняют почти все ценности либеральной демократии, но дают им специфическую интерпретацию и обогащают целым рядом новых идей. Результатом плюралистического видения демократии является ее трактовка как формы правления, обеспечивающей баланс сил между конфликтующими экономическими, профессиональными, этническими, религиозными, демографическими, региональными и другими группами, как усредненного равновесия влияний, исключающего монополию одной из групп на принятие решений и действие власти в интересах лишь какого-нибудь слоя.

Однако концепции плюралистической демократии имеют и недостатки. Среди них нужно выделить следующие:

ü идеализация действительности, преувеличение роли групповой идентификации населения, участия граждан в групповых интересах;

ü игнорирование или недостаточный учет влияния многочисленных социальных групп на власть (бизнеса, ВПК, профсоюзов);

ü трактовку государства как нейтрального арбитра;

ü углубление противоречия между равенством и свободой.

Теория коллективистской демократии

. В своей исторически первой, античной, форме демократия явно тяготела к коллективистской модели. Она основана на общей заинтересованности свободных граждан в сохранении рабовладения, которое было преимущественно совместным, общинным, а также целого ряда социальных привилегий. Для античной демократии были характерны фактическое отождествление народа с большинством населения, а также неограниченная власть большинства над меньшинством и беззащитность личности по отношению к государству. Убедительные примеры - присуждение к смерти величайшего мыслителя того времени Сократа, изгнание философа Анаксагора. Эта демократия тяготела к вырождению в охлократию - власть толпы, черни, а затем - в деспотию. Примером коллективистской демократии являлась демократия города-государства Афины в V веке до новой эры.

Коллективистские взгляды на демократию присутствовали и в более поздние по сравнению с античностью времена. Они достаточно ярко выражены в коммунистических утопиях Т. Мора, Э. Кабе и других коммунистов-утопистов. Однако детальную теоретическую разработку и концептуальное выражение они получили у Ж. Ж. Руссо, которого называют создателем теории тоталитарной демократии.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Существует множество теорий демократии, рассмотрим некоторые из них.
Теория прямой демократии Форма народовластия, когда граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Одним из авторов этой теории был Ж.-Ж. Руссо. Основные принципы данной теории: - отрицает принцип п ...

Механизм функционирования политической системы. Политическая система как объект социологического исследования.
Д. Истон. «Политическая система»-1953г. Отталкивается от взглядов Парсонса. ПС – это взаимодействие различных субъектов на легитимной основе, распредел ценности для того, чтобы снять конфл ситуации. Ф-ия: получить, распределить ресурсы и ...

Европейская политическая мысль второй половины XIX
Отличительной особенностью социально-политической мысли в указанный период было то, что идеологическое противостояние теперь проходило не между сторонниками феодальных или капиталистических порядков, а между приверженцами капиталистически ...