Политология » Политическая система общества и государство » Правовое государство

Правовое государство

Государство в ходе своего исторического развития наглядно демонстрирует непрерывную модификацию его структуры, функций и других важнейших черт в зависимости от изменения общественных отношений, постепенной рационализации способов властвования, наконец, от степени развития самого человека, его способностей и потребностей в государстве как в механизме организации и поддержания политического порядка.

На начальных этапах своей истории государства воплощали политический порядок, основанный на сложившихся в обществе традиционных норнах и верованиях. Они были слабо институциализированы, а правители обладали практически не ограниченной властью. Однако в последующем отношения властвующих и подвластных приобрели более упорядоченный характер, стали строиться на правовой основе.

Идею господства права и верховенства закона в жизни общества высказывал еще Платон. Он подчеркивал: «я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеют силы и находятся под чьей-то властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, которые могут дать государствам боги.

Правовой порядок отношений государства и общества, начиная с XVIIв., был закреплен конституцией

, ставшей основным законам государств. Будучи сводом юридических актов, законов и постановлений, в совокупности определяющих основания государственного устройства и способы формирования государственной власти, конституции одновременно возвестили о новом положении личности в государстве.

Система конституционализма с момента своего возникновения позволила решить двоякую задачу. Во-первых, она предала должную юридическую форму деятельности государства, распределив полномочия и функции его важнейших ветвей и органов. Это позволило выдвинуть на передний план общесоциальные цели и ценности, создавало предпосылки для борьбы с произволом и субъективизмом в принятии государственных решений.

Во-вторых, конституции отразили новое положение личности в государстве. Права и свободы личности отныне объявлялись высшим критерием деятельности государства. Таким образом, государство постепенно из могущественного цента принуждения и насилия над человеком превращалось в самого надежного защитника его прав и интересов.

Принципиально новый этап в развитии государственности связан с идеей правового государства

. Оно стало главным основанием развития в обществе конституционной государственности. Суть его составляет стремление ограничить государственные органы в плане их вмешательства в личную жизнь индивида, желание защитить основные права и свободы личности, гарантировать каждому состоятельность и независимость в выборе его жизненного пути.

Правовое государство – это государство, которое ограниченно в своей деятельности правом, призванном защищать права и свободы личности и подчинить властные органы контролю суверенного народа.

Концепция правового государства складывалось постепенно на протяжение многих столетий. Отдельные идеи ставшие потом основанием данной концепции, были высказаны в Древней Греции. Затем мыслители либерализма придали ей более четкие очертания. Сам же термин «правовое государство» утвердился в трудах немецких юристов К,Т,Вельнера, Р.Моля и др.


Другие статьи:

Отношения в государственном управлении.
Прежде всего, нужно сформулировать категории субъекта и объекта государственного управления. Это один из важных методологических вопросов анализируемой теории. Его решение — ключ к пониманию субъектно-объектных отношений в государственном ...

Почему функции культурологии не являются тождественными функциям, которые выполняет культура?
Почему функции культурологии не являются тождественными функциям, которые выполняет культура? Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы должны определить, что же такое культура и какие ее функции; и что такое культурология и ее функции. ...

Что, по вашему мнению, означает эпитафия на надгробье Г. Сковороды «Мир ловил меня, но не поймал»?
Удивительно самобытным философом, писателем и поэтом был украинец Григорий Сковорода (1722—1794). Окончив Киево-Могилянскую академию, он отказался от духовного сана, избрав путь странствующего проповедника-философа. Стиль Сковороды близо ...