Политология » Институциональные аспекты политики. Сущность и основные функции современных государств » Признаки и функции государства.

Признаки и функции государства.

Государство характеризуется следующими общими (фундаментальны-ми) признаками:

1. Единой территорией, очерченной государственными грани­цами, признаваемыми другими странами.

2. Единой системой управления территорией, включающей разветвленный аппарат государственных чиновников и покоя­щейся на принципе разделения властей.

3. Единой системой законов, зафиксированной в Конституции, соблюдаемой всеми гражданами на всей территории.

4. Монополией на легальное применение силы или физическо­го принуждения, опирающейся на армию, полицию, службу без­опасности, суд, прокуратуру.

5. Правом на взимание налогов, которые идут на содержание многочисленных служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной.

6. Обязательностью членства в государстве - гражданством. В отличие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения.

7. Представительством от имени общества в международных организациях и событиях.

8. Суверенитетом (нем. souveranitat, франц. souverainete — верхов­ная власть), т. е. верховной властью над определенной территорией. В обществе много видов власти, но самая главная должна быть со­средоточена в руках государства, решения которого обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание всех законов.

Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами:

а) территория государства, определяемая границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, которые, как правило, подтверждаются на формально-договорной основе всеми пограничными государствами;

б) население государства, на которое распространяется его власть;

в) государственный аппарат, посредством которого (как системы органов) государство функционирует и развивается.

Названные признаки описывают то, без чего не может обхо­диться ни одна социальная организация, претендующая называть­ся государством. Но они ничего не говорят о характере и содер­жании деятельности государства на подведомственной террито­рии. Чем должно заниматься государство в повседневной жизни? На этот вопрос отвечают функции государства. Они подразделя­ются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся: защита суще­ствующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разде­ленных на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйст­венной деятельности (в капиталистических странах); охрана об­щественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологиче­ская деятельность и т. п.

Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государ­ствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других го­сударств; развитие нормальных отношений с другими государст­вами, развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе прин­ципов мирного сосуществования.

Действие организационных законов проявляется в том, что государственная организация, как и любая другая, будучи однажды созданной, начинает жить собственной жизнью, нередко отдаляясь от тех целей, для которых она была создана. Ведь она через свой аппарат начинает выступать новым субъектом социально-политических отношений со своими собственными специфическими потребностями, появляющимися после ее возникновения. У ее аппарата возникают собственные цели, не всегда совпадающие с начальными целями. Главная из них - сохранение стабильности самой организации, ее «гомеостазиса». Организация, ее аппарат - это всегда люди, связанные совместной деятельностью и общими целями. Поэтому, борясь за сохранение сложившегося типа организационной структуры, они чаще стремятся перестроить внешние условия, чем самих себя и организацию.


Другие статьи:

Анализ политической деятельности лидера
В политической биографии Д. А. Медведева можно выделить несколько этапов: 1. Начало карьеры С 1990 по 1997 годы — на преподавательской работе в Санкт-Петербургском государственном университете. Одновременно в 1990—1995 годах — советник ...

Введение.
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим мног ...

Социальные предпосылки демократии
Рыночная экономика лучше, чем командная хозяйственная система, обеспечивает создание такой важной предпосылки демократии, как относительно высокий уровень благосостояния граждан. Он позволяет смягчать социальные конфликты, легче достигать ...