По Г. Алмонду, существует три типа политической культуры:
«1) Провинциалистский (традиционный), идущий из догосударственных отношений, в соответствии с которым человек интересуется лишь тем, что происходит в его местности (провинции), но не проблемами всего государства.
2) Подданнический (монархический), идущий от первичных этапов существования государства, в соответствии с которым человек всегда голосует за кандидатов, которые имеют власть в данный момент.
3) Партисипаторный (сознательно участвующий) – тип современного политического поведения, в соответствии с которым человек стремится к активному участию в политике на основе индивидуальных представлений»·.
Большой интерес представляют идеи Г. Алмонда о выделении различных видов политической культуры.
Данная классификация основывается на различии взглядов представителей разных слоев общества и выделяет следующие виды политической культуры:
1) Гомогенный (в США и Великобритании) – большинство населения разделяет принципы устройства данной политической системы и терпимо относится к разногласиям.
2) Фрагментированный (в континентальной Европе) – согласие по основным политическим вопросам отсутствует; общество разделено на субкультуры, часто не совмещающие друг с другом.
3) Доиндустриальный (в модернизирующихся развивающихся странах) – новые политические реалии, смешанные с традиционным политическим поведением.
4) Тоталитарный (в коммунистических и националистических странах) – гомогенность присутствует, но искусственная, жестко, насильно навязанная сверху.
Причем из вышеназванных видов наиболее устойчив первый, а четвертый устойчив по видимости. В двух остальных гомогенность отсутствует, что делает их нестабильными, особенно третий, при котором очень большие различия между компонентами системы.
Существует и множество других классификаций видов политической культуры. Например, более содержательное разделение – на либерально – индивидуалистический и консервативно – коллективистский виды. В первом случае субъекты выступают против вмешательства государства в дела граждан, при котором имеет место повышенное ожидание заботы от государства, обожествление его лидера.
Исходя из того, что «установки политического поведения связаны не столько с фатализмом культурно – исторической наследственности, с давлением «среды», сколько с самоопределением в отношении будущего и своего места в нем»·. Панарин предложил свою классификацию политической культуры:
- экономико–центристский тип;
- этноцентристский тип;
- социоцентристский тип.
Человек, который является экономико–ориентированным всегда руководствуется ценностями, которые он получает в результате своей деятельности, а все остальное признает второстепенным. Его успехи в основном носят материальный характер: зарплата, дивиденды и т.п. Его неудачи – это недостаток материальных благ. Политик тоже может быть экономико – ориентированным, при условии, что он рассматривает политическую борьбу и свой успех в ней как способ увеличить свое материальное благосостояние.
«В этноцентристской политической культуре главной мотивирующей ценностью явилась не развитость, а этническая «самостийность». Наиболее вдохновительные мотивы связаны не с проектом будущего, ожидающего всех, а с культурной памятью, в которой находит свой «дом бытия» данный конкретный этнос, пуще всего боящийся обезличенности и растворения в более масштабной общности суперэтнического типа»·.
Социоцентризм означает владение таким механизмом, в который, вместо того, чтобы разрывать экономику, культуру и мораль, позволяет осознавать их взаимозависимость в рамках нерасторжимого целого, называемого социальностью. Представители данного типа культуры связывают социальную защиту не с деятельностью государства, а с гражданской самодеятельностью, с низовым политическим творчеством.
Другие статьи:
Типы и виды
политической культуры
По Г. Алмонду, существует три типа политической культуры:
«1) Провинциалистский (традиционный), идущий из догосударственных отношений, в соответствии с которым человек интересуется лишь тем, что происходит в его местности (провинции), но ...
Особенности проведения и социологического сопровождения избирательных
кампаний в современной России особенности проведения избирательной кампании избирательное
законодательство меняется почти под ка
Использование административного ресурса детерминирует избирательный процесс. Медведев.
Если кандидата поддерживает администрация, пол дела сделано.
Участие партии власти, ее доминирование.
Люди плохо ходят на выборы (абсентеизм). Сейча ...
Метафизические корни политических идеологий
Приведенная выше классификация традиционна. Я бы хотела представить в своей работе иную точку зрения на идеологии, которая очень близка мне лично.
Истоки политики и политического самоопределения человека в первую очередь проистекают из н ...