Политология » Практика возникновения и разрешения социально-политической напряженности в обществе » Механизм восстановления общественного равновесия

Механизм восстановления общественного равновесия

Тип конфликта во многом предопределяет методы (способы), средства, сам механизм его предотвращения и разрешения. Опыт показывает, что, например, урегулирование

внешних (международных, региональных, локальных) конфликтов и связанных с ними проблем может происходить на:

— государственном уровне;

— дипломатическим путем (в том числе с использованием народной дипломатии);

— с помощью третьих стран, международных организаций, включая ООН.

В последнее время для нормализации обстановки в зонах локальных и региональных конфликтов используется политика национального примирения (она оправдала себя, например, при мирном разрешении вооруженных конфликтов в Никарагуа, Сальвадоре, Анголе).

К основным методам преодоления

внутренних (межклассовых, межнациональных, конфессиональных и т. д.) конфликтов

относятся:

1. Метод «избегания» конфликта, т. е. уход с политической арены того или иного лидера, возможные уступки или игнорирование акций противостоящей стороны (республики Прибалтики в период их суверенизации СССР).

2. Метод «откладывания» конфликта, т. е. сдача своих позиций одной из сторон до накопления или перегруппировки своих сил (расклад политических сил в Афганистане после ухода оттуда советских войск).

3. Метод третейского разбирательства или арбитража, т. е. когда стороны добровольно передают третьей стороне право разрешения противоречия (правительство и профсоюзы передают эти полномочия специальным согласительным комиссиям).

4. Метод «примирения», т. е. через переговоры и сближение позиций (Сальвадор, Никарагуа),

Во всех случаях критерием эффективности прилагаемых усилий становится устойчивость достигнутого состояния стабильности, которая остается незначительной в первых трех случаях н достигается лишь в четвертом.

Вывод:

Именно поэтому мировое сообщество в лице ООН настойчиво рекомендует строить отношения между государствами, общественно-политическими силами и движениями внутри них на основе максимального учета интересов каждого из субъектов политики и установления между ними взаимопонимания, цивилизованных форм разрешения противоречий.


Другие статьи:

Объединение регионов: проекты и их реализация.
По данным ИА «Росбалт» в 2003 году 70% руководителей законодательной и исполнительной властей 34 субъектов РФ признавали существовавшую структуру административно-территориального деления неэффективной, довольны ей были лишь 26%. По мнени ...

Почему функции культурологии не являются тождественными функциям, которые выполняет культура?
Почему функции культурологии не являются тождественными функциям, которые выполняет культура? Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы должны определить, что же такое культура и какие ее функции; и что такое культурология и ее функции. ...

Пути перехода к демократии
Большая часть нравственной энергии для реформирования Советской системы исходила от советских диссидентов: это интеллектуальное ядро начиная с 1960-х годов и позднее играло значительную роль в снижении авторитета государства. Несмотря на ...