Политология » Система категорий социологии политики » Политические партии и общественные движения как объект социологии политики. Организационное устройство политических партий

Политические партии и общественные движения как объект социологии политики. Организационное устройство политических партий

Партии относятся к институтам опосредования – они формируются и зарождаются в социальной среде и ориентированы на оказании влияния.

Партии были – объединения для поддержки определенной политической фигуры (до 17 в.)

Вебер:

Партии – как аристократические группировки.

Партии – как политические клубы, которые не требуют поддержки общества

Партии – современные массовые (с 19 века), основаны на социальных связях, основаны на обществе.

Причины появления массовых партий –

- все большее число людей стало вовлекаться в политический процесс

- организационное развитие рабочего класса (стали группироваться вокруг организаций)

- усиление органа парламента

Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части граждан и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении

Партия:

- организация, которая существует на различных уровнях политики

- партия нацелена на проникновение во власть

- партия ориентирована на поиск народа и ориентирование его на себя

- партия должна иметь четкую программу своей политики (отличает партию от общественно-политического движения)

Признаки партии:

· формальная организация (40 тыс. членов, региональное представительство);

· участие в выборах;

· наличие четкой программы (идейная платформа);

· организация представительств на разных уровнях.

Организационная структура п.п.:

- полит. лидер;

- руководители (идеологи);

- функционеры;

- рядовые члены;

- симпатизирующие (тот, кто признает, что поддерживает партию (мотивация));

- голосующие и электорат.

Общ.-полит. Движения – создаются для конкретного политического действия. Могут быть стихийны, под конкретную проблему.

Движения бывают:

- социально-политические

- этно-политические

- за права меньшинств

- экологические

- трансформационные

- гендерные и т.п.

В России основные субъекты – партии.

Типы партий (Дюверже):

· Кадровые – создаются сверху, вырастают из парламента, создаются на базе парламентских групп.

· Массовые – вырастают снизу.

· Централизованные – коммунистические, которые выстроены на общей идеологии.

Партии – совокупность рассеянны по стране обществ, которые связаны между собой координационными институтами.

Базовые элементы партий – могут быть в виде:

- комитетов – закрытая группа, элита

- секция – широта охвата и ориентация на избирателей, стремится набрать большее число сторонников. Ориентированы на контакты с массами.

- ячейки – формируются по проф. Принципу

· Наверху – высший лидер, штаб, выполняющий руководящую роль.

Середина - наличие стабильного бюрократического аппарата

Внизу - активные члены партии

Ниже – пассивные члены партии, которые к ней примыкают

Степень причастности к партии – раскрывает взаимоотношение индивида с партией.

Наиболее активный круг – избиратели

Симпатизант – симпатизирующий партии. Отличается от избирателя тем, что открыто выражает свою приязнь.

Членство – внутренний круг активности.

Социологическая оценка партий включает в себя:

1. - величина

- особенности

- характер социальной базы

2. шансы партии на овладение государственной властью


Другие статьи:

Обман и секретность информации
Наиболее очевидным примером политики обмана Гудин считает передачу намеренно неверной информации, например, такой, как «Тонкинская резолюция», которая на основе предложенной ЦРУ версии об атаке вьетнамцами американских военных кораблей, п ...

Структурирование политической коммуникации
Приложение классических моделей электорального поведения (социологической, социально-психологической, рационального выбора) к современной российской действительности является проблематичным по ряду причин, в том числе а) излишняя теорети ...

Электоральное поведение
Рост интереса к проблемам электорального поведения совпал с распространением бихевиоризма в политологии. Поскольку голосование является наиболее распространенной и вполне измеримой формой политического поведения, оно и стало объектом новы ...