Политология » Система категорий социологии политики » Политические партии и общественные движения как объект социологии политики. Организационное устройство политических партий

Политические партии и общественные движения как объект социологии политики. Организационное устройство политических партий

Партии относятся к институтам опосредования – они формируются и зарождаются в социальной среде и ориентированы на оказании влияния.

Партии были – объединения для поддержки определенной политической фигуры (до 17 в.)

Вебер:

Партии – как аристократические группировки.

Партии – как политические клубы, которые не требуют поддержки общества

Партии – современные массовые (с 19 века), основаны на социальных связях, основаны на обществе.

Причины появления массовых партий –

- все большее число людей стало вовлекаться в политический процесс

- организационное развитие рабочего класса (стали группироваться вокруг организаций)

- усиление органа парламента

Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части граждан и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении

Партия:

- организация, которая существует на различных уровнях политики

- партия нацелена на проникновение во власть

- партия ориентирована на поиск народа и ориентирование его на себя

- партия должна иметь четкую программу своей политики (отличает партию от общественно-политического движения)

Признаки партии:

· формальная организация (40 тыс. членов, региональное представительство);

· участие в выборах;

· наличие четкой программы (идейная платформа);

· организация представительств на разных уровнях.

Организационная структура п.п.:

- полит. лидер;

- руководители (идеологи);

- функционеры;

- рядовые члены;

- симпатизирующие (тот, кто признает, что поддерживает партию (мотивация));

- голосующие и электорат.

Общ.-полит. Движения – создаются для конкретного политического действия. Могут быть стихийны, под конкретную проблему.

Движения бывают:

- социально-политические

- этно-политические

- за права меньшинств

- экологические

- трансформационные

- гендерные и т.п.

В России основные субъекты – партии.

Типы партий (Дюверже):

· Кадровые – создаются сверху, вырастают из парламента, создаются на базе парламентских групп.

· Массовые – вырастают снизу.

· Централизованные – коммунистические, которые выстроены на общей идеологии.

Партии – совокупность рассеянны по стране обществ, которые связаны между собой координационными институтами.

Базовые элементы партий – могут быть в виде:

- комитетов – закрытая группа, элита

- секция – широта охвата и ориентация на избирателей, стремится набрать большее число сторонников. Ориентированы на контакты с массами.

- ячейки – формируются по проф. Принципу

· Наверху – высший лидер, штаб, выполняющий руководящую роль.

Середина - наличие стабильного бюрократического аппарата

Внизу - активные члены партии

Ниже – пассивные члены партии, которые к ней примыкают

Степень причастности к партии – раскрывает взаимоотношение индивида с партией.

Наиболее активный круг – избиратели

Симпатизант – симпатизирующий партии. Отличается от избирателя тем, что открыто выражает свою приязнь.

Членство – внутренний круг активности.

Социологическая оценка партий включает в себя:

1. - величина

- особенности

- характер социальной базы

2. шансы партии на овладение государственной властью


Другие статьи:

История
Впервые термин неофашизм появился в Италии после окончания Второй мировой войны и был связан с попытками в той или иной форме возродить фашистское движение. Долгое время крупнейшей организацией итальянских праворадикалов была партия «Итал ...

Экономические предпосылки демократии
Одной из важнейших экономических предпосылок демократии является относительно высокий уровень индустриального и экономического развития в целом. По экономическим показателям демократические страны значительно опережают авторитарные и тота ...

Понятие политического рынка и политического капитала
Полит рынок – это форма обмена ресурсами, которая сопоставима с информационным рынком. Эта форма вертикальна. Рыночные отнош-ия – кандидаты обещают избирателям все «золотые горы» и требует от избирателя доверия. Эти вертик отнош-ия склады ...