Политология » Политические партии и современные лидеры России » Политический режим: понятие и форма.

Политический режим: понятие и форма.
Страница 3

Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии и компра­дорской буржуазии (Камерун, Тунис, Филиппины при Маркосе). Прикрываются иногда

фа­садом представительных органов власти, функции которых достаточно формальны. Реальная власть в руках бюрократии. Экономическая эффективность таких режимов весьма ограниче­на. Ориентируясь на экспорт сырьевых ресурсов, буржуазия практически не проявляет инте­реса к развитию промышленного производства. Социальным результатом политики олигар­хического блока становится резкая поляризация населения. Глубокое недовольство широких слоев населения служит хорошей почвой для укрепления антисистемной оппозиции и массо­вых антиправительственных действий. Следствием нестабильности олигархических режимов являются военные перевороты или гражданские войны.

Популистские режимы отличаются вождизмом одного лица, горячо одобряемого и любимого народом. Для этого типа режима характерна идеологическая мобилизация масс, направленная на поддержание общенационального лидера. Одним из главных средств леги­тимизации власти для такого режима являются: манипулирование плебисцитом; приобщение народа к политике через массовые манифестации, демонстрации, митинги, поддержки; возве­личивание «маленьких людей»; сплочение общества перед лицом «международного импе­риализма» и космополитического капитализма. Власть склонна искать поддержку в среднем классе, не испытывающим симпатии к олигархии.

При бюрократических режимах главную роль в принятии важных решений играет высшее государственное чиновничество. Процедуры избрания главы исполнительской практически не существует. Такие режимы чаще всего устанавливаются после переворотов, от военных режимов их отличает главенствующая роль бюрократии. Поскольку процедура избрания главы исполнительной власти отсутствует, постольку нет и механизма легитимиза­ции исполнительной власти. Поэтому бюрократия вынуждена опираться на армию, а также на сеть создаваемых ею корпораций.

Разновидностью бюрократического режима является бюрократический авторита­ризм. По мнению аргентинского политолога Г.О.Доннела власть при таком режиме осуще­ствляется бюрократией, национальной буржуазией и военными. Цель - «оздоровление» эко­номики с помощью «шокотерапии» - резкого сокращения государственных дотаций в убы­точных секторах экономики, массового банкротства нерентабельных предприятий, активной приватизацией государственной собственности, урезания социальных расходов; насильст­венное подавление любых форм социального протеста. Поэтому при бюрократическом авто­ритаризме исключительную роль играют армия и спецслужбы. Ярким примером бюрократи­ческого авторитаризма является пиночетовский режим в Чили.

Многие политологи в последнее время стали выделять в качестве отдельной разно­видности «авторитаризм развития». Главные черты этого режима - содействие и стимули­рование социальной и экономической модернизации. Степень авторитарности определяется потребностью в сохранении единства и целостности общества при росте конфликтов, обу­словленных модернизацией. Государство становится инициатором перемен в экономической и социальной жизни, происходящих под его контролем. Примером такого рода режима мо­жет быть современный Китай, Южная Корея 70-80-х гг., Таиланд и др.

Некоторые политологи выделяют переходные (гибридные) режимы, сочетающие в се­бе черты авторитаризма и демократии. К нему можно отнести режим делегативной демокра­тии, описанный Г.О.Доннеллом. В таком режиме электорату отводится роль делегирования исполнительной власти прав и полномочий, ограниченных лишь конституционным сроком ее полномочий и существующими отношениями власти. Лидер, добившийся победы на пре­зидентских выборах, получает власть для управления страной так, как он это считает нуж­ным. Всенародно избранный президент становится главным выразителем национальных ин­тересов в том виде, как он их понимает.

Демократический политический режим -

это способ властвования, основанный на принципах демократии, плюрализма, гуманизма, открытости и др. В его основе - соблюде­ние, защита и гарантия прав и свобод человека. Действует принцип разделения властей, ни один из субъектов не обладает правом на монополию государственной или иной политиче­ской власти, а закон является основным регулятором жизни, обязательным для всех и каждо­го. Государственный аппарат находится под контролем населения, развито местное негосу­дарственное самоуправление, прямая и представительная демократия.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Изменения в политике. Политические конфликты. Сущность и значение конфликтов в политике. Место и роль конфликтов в политике
Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А. Токвиль, К. Маркс, Г. Зиммель, а впоследствии К. Боулдинг, Л. Козер, А. Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политик ...

Возможно ли предотвратить конфликт цивилизаций?
Этот вопрос всегда был актуален, а сейчас, в условиях грядущей экспансионной войны на Ближнем Востоке, особенно. Мнение Хантингтона: «Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями»[9]. Он приво ...

Личность политического лидера
Дмитрий Медведев родился 14 сентября 1965 года в Ленинграде в семье вузовских преподавателей. Родители приехали в Ленинград учиться в аспирантуре: отец окончил технический вуз в Краснодаре, мать — выпускница филологического факультета Вор ...