В работе были рассмотрены воззрения Штирнера на государство и право, определено отношение к власти. На их основе можно заключить, что Макс Штирнер является классическим представителем течения анархизма. Он яростно отвергал всякую возможность ограничения свободы человека со стороны государства, права. Критическое отношение к государству у Штирнера развилось под влиянием идеалистической философии радикального крыла гегельянства, которое характеризовалось акцентированием на решающей роли личностного, субъективного фактора истории. Штирнер стремился развить прогрессивные стороны учения Гегеля, но от его объективного идеализма перешел к субъективному идеализму Фихте. Оформившихся, устойчивых политических убеждений большинство членов младогегельянского кружка (куда входил и Штирнер) не имело, поэтому многие в своих политических взглядах тяготели к крайнему волюнтаризму, нигилизму и эгоизму. Поэтому Штирнер впоследствии перешел на позиции анархизма. Однако, критикуя, существовавший в Германии политический строй, он не выдвигал собственных моделей построения идеального государства и вариантов реформирования законодательной системы.

[1] Ежова Е.А. Проблема власти, государства и права в философии М. Штирнера, М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина. Вестник МГТУ. Том 9. №1 2006 г. С. 41.

[2] Штирнер М. Единственный и его собственность. Электронный источник//URL: http://psylib.org.ua/books/shtir01/txt16. htm

[3] Штирнер М. Единственный и его собственность. Электронный источник//URL: http://psylib.org.ua/books/shtir01/txt14. htm

[4] Штирнер М. Единственный и его собственность. Электронный источник//URL: http://psylib.org.ua/books/shtir01/txt11. htm

[5] Штирнер М. Единственный и его собственность. Электронный источник//URL: http://psylib.org.ua/books/shtir01/txt15. htm


Другие статьи:

Суперпрезидентские республики Латинской Америки.
В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов и контр переворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти ...

Различия между политикой и моралью
Несмотря на элементы общности, политика имеет и принципиальные отличия от морали. Важнейшим из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социаль ...

Цивилизация трактовки Хантингтона
По Хантингтону, цивилизация есть культурная общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень идентичности людей, определяющаяся наличием общих черт объективного порядка, а также субъективной самоидентификацией людей. Деление на цивили ...