В политологии также рассматриваются типы личности по их отношению к политическим взглядам. Различают недемократическую и демократическую личности.
Недемократическая личность обладает следующими чертами:
1) преувеличенная вера в могущество политических лидеров и готовность к абсолютному подчинению;
2) ненависть к тем, чье поведение выходит за официально установленные рамки;
3) широкое распространение чувства вражды и понятия вины;
4) подозрение и недоверие к другим людям;
5) догматизм и отсутствие гибкости в оценках;
Демократическая личность обладает противоположными чертами:
1) свобода от традиционных авторитетов;
2) интерес к общественным проблемам и желание быть информированным;
3) ориентация на политические процессы, которые признают необходимость и делают возможными рациональные процедуры
Знаменитый английский философ и общественный деятель Д.С. Милль писал, что «права и интересы каждой личности уважаются лишь в том случае, если эта личность сама способна и по обыкновению склонна защищать их»·.
Можно выделить и тоталитарный тип личности. Он имеет те же характеристики, что и авторитарный тип, но имеет склонность придерживаться точки зрения большинства населения. Тоталитарная личность склонна отказываться от собственных взглядов, солидазируясь с большинством.
Общество, в котором доминирует такая личность, более монолитно и устойчиво, чем состоящее из других типов, но только в том случае, когда социальная система функционирует нормально.
Авторитарно – тоталитарные личности сохраняют религиозно – морализирующее отношение к политике, видя в ней столкновение добра и зла (прогресса и реакции).
Демократический человек, наоборот, терпим к мнению другого и настроен на совместное обсуждение возникающих проблем.
Представители различных слоев населения по – разному соотносятся с представленными типами личности. Например, интеллигенция тяготеет больше к демократической личности, так как особенность ее работы связана с рационализацией, а она, в свою очередь, связана с демократизацией.
Авторитарная личность ближе к традиционной деятельности (сельскохозяйственному, промышленному производству). Тоталитарный человек является современным вариантом авторитарной личности, вовлеченной в политическую сферу и прошедшей обработку современными средствами массовой информации.
Таким образом, социальные группы и индивиды участвуют в политической жизни для того, чтобы реализовать свои интересы. Но эти интересы реализуются не прямо, а через значения и смыслы, в которых выражено отношение субъектов политики к власти, политическим лидерам, элитам.
«Смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, то есть нормативно – ценностной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно – нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов»·.
То есть можно выделить четыре основных компонента политической культуры:
1) Политические ориентации, идеалы, взгляды, знания, чувства, убеждения и навыки;
2) Политические нормы, традиции, язык, обычаи, символы, стереотипы политической жизни;
3) Политическое поведение и участие;
4) Зрелость политических отношений в обществе.
· См.: Мухаев Р.Т. Политология. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, с.318
· См.: Мухаев Р.Т. Политология. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, с.320
· Антология мировой политической мысли. – М., 1992. Т2, с.594
Другие статьи:
Черниговское и
Смоленское княжество
Черниговское княжествовыделилось как составная часть Русской земли во второй половине XI в., хотя при Мономахе оно временно было в вассальном подчинении у великого князя киевского. Черниговское княжество издавна включало земли радимичей и ...
Председатель КНР
Председатель КНР совместно с Постоянным Комитетом ВСНП осуществляют высшую государственную власть в стране. Председатель КНР на основании решений ВСНП и его Постоянного Комитета опубликовывает законы, производит назначения и смещения в со ...
Демократия и свобода. Свобода как ценность
Одной из наиболее почитаемых демократических ценностей является свобода. На протяжении тысячелетий многие из проявлений свободы не считались благом. Даже величайший ум античности Аристотель считал предоставление людям возможности жить так ...