Политология » Политико-правовые воззрения Макса Штирнера » Право в философии М. Штирнера

Право в философии М. Штирнера

Под правом Штирнер понимал «дух общества». «Если общество имеет волю, – писал он, – то эта воля – право»[5]. Он полагал, что право порождается обществом: «все право и вся власть принадлежат совокупности народа . Совокупность всегда первенствует над единичным лицом и имеет силу, которая называется правом». Существующее современное немецкое право Штирнера не устраивало. Он полагал, что государство и общество не могут быть полноценными источниками права, так как они самостоятельно формируют и предоставляют по своему усмотрению фиктивное, абстрактное право, не учитывающее интересы конкретной личности: «Всякое существующее право – право, которое мне «дают», «распространяют» на меня» - писал Штирнер в своем трактате. Предложив источником права сделать не государство или бога, а единичную личность, Штирнер содержанием права объявлял волю конкретного индивида, собственную волю. «Я сам решаю, – писал он, – имею ли я на что-нибудь право; вне меня нет никакого права. То, что мне кажется правым, – и есть правое». Штирнер классифицировал право на «чужое» и «мое». «Чужое» право в его понимании – это не субъективное право другого индивида, а то, которое предоставляет природа, общество или государство, то есть «чужое» право включает в себя как естественное, так и позитивное. «Мое» право – это то, которое «зародилось во мне и исходит только от меня». Фактически право в философии Штирнера свелось к способности овладения и обладания. То, что это породит всеобщее насилие, философа нисколько не волновало. Однако он писал, что важно стать тем, чем человек в силах стать, только на это он и имеет право. Все права он должен черпать в самом себе и для себя. Штирнер пишет, что «я имею право стать тем, чем хочу, чем могу и чем должен», таким образом, личность вправе самоактуализироваться в соответствии со своими потребностями, способностями и интересами, используя для этого материальные и физические средства. Эгоистическое право Штирнера, субъективное, по сути, необходимо личности для собственного саморазвития, для приобретения своеобразия, уникальности.

Определяя феномен права, Штирнер понимал его, узаконенную самим человеком возможность самоосуществления и свободу самовыражения в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, используя для этого необходимые природные и социальные ресурсы.


Другие статьи:

Соизмеримость целей и средств
Третий, «компромиссный» подход к соотношению целей и средств политики пытается избежать крайностей, учесть нравственную значимость как целей, так и средств. В реальной политике каждый из этих компонентов играет собственную, весьма важную ...

Понятие, структура, форма проявления и функции политического конфликта
Конфликт – противоборство и столкновение 2-х или более S-ов полит отношений, причинами кот явл-ся: несовместимость полит интересов, целей или ценнсотей прямо или опосредованно относящихся к полит власти + конфликт по поводу распределения ...

Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократии
Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, ...