Политология » Политико-правовые воззрения Макса Штирнера » Право в философии М. Штирнера

Право в философии М. Штирнера

Под правом Штирнер понимал «дух общества». «Если общество имеет волю, – писал он, – то эта воля – право»[5]. Он полагал, что право порождается обществом: «все право и вся власть принадлежат совокупности народа . Совокупность всегда первенствует над единичным лицом и имеет силу, которая называется правом». Существующее современное немецкое право Штирнера не устраивало. Он полагал, что государство и общество не могут быть полноценными источниками права, так как они самостоятельно формируют и предоставляют по своему усмотрению фиктивное, абстрактное право, не учитывающее интересы конкретной личности: «Всякое существующее право – право, которое мне «дают», «распространяют» на меня» - писал Штирнер в своем трактате. Предложив источником права сделать не государство или бога, а единичную личность, Штирнер содержанием права объявлял волю конкретного индивида, собственную волю. «Я сам решаю, – писал он, – имею ли я на что-нибудь право; вне меня нет никакого права. То, что мне кажется правым, – и есть правое». Штирнер классифицировал право на «чужое» и «мое». «Чужое» право в его понимании – это не субъективное право другого индивида, а то, которое предоставляет природа, общество или государство, то есть «чужое» право включает в себя как естественное, так и позитивное. «Мое» право – это то, которое «зародилось во мне и исходит только от меня». Фактически право в философии Штирнера свелось к способности овладения и обладания. То, что это породит всеобщее насилие, философа нисколько не волновало. Однако он писал, что важно стать тем, чем человек в силах стать, только на это он и имеет право. Все права он должен черпать в самом себе и для себя. Штирнер пишет, что «я имею право стать тем, чем хочу, чем могу и чем должен», таким образом, личность вправе самоактуализироваться в соответствии со своими потребностями, способностями и интересами, используя для этого материальные и физические средства. Эгоистическое право Штирнера, субъективное, по сути, необходимо личности для собственного саморазвития, для приобретения своеобразия, уникальности.

Определяя феномен права, Штирнер понимал его, узаконенную самим человеком возможность самоосуществления и свободу самовыражения в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, используя для этого необходимые природные и социальные ресурсы.


Другие статьи:

Отношения в государственном управлении.
Прежде всего, нужно сформулировать категории субъекта и объекта государственного управления. Это один из важных методологических вопросов анализируемой теории. Его решение — ключ к пониманию субъектно-объектных отношений в государственном ...

Закономерности развития политической системы общества
Закономерности развития политической системы – это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объективные результа ...

Влияние СМИ на информационный процесс
Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространен ...