Политология » Политико-правовые воззрения Макса Штирнера » Понятие власти в философии М. Штирнера

Понятие власти в философии М. Штирнера

Макс Штирнер понятие публичной власти не раскрывал и использовал его только для обозначения силового давления на общество и личность. Всеми теоретиками анархизма власть условно делилась на политическую и неполитическую. Носителем политической власти у Штирнера выступает государство, которое эксплуатирует граждан и манипулирует как отдельной личностью, так и обществом в целом. Как отдельную разновидность Штирнер выделял власть партийную. Ее он критикует за неэффективность, бесполезность и ограниченность ее членов. В своем труде Штирнер отмечал, что «Члены всякой партии, которая хочет долго просуществовать, всегда в такой степени несвободны, безличны, неэгоистичны, в какой они служат этой цели партии. Самостоятельность партий обуславливает несамостоятельность ее членов»[2]. Кроме того, Штирнер говорил об информационной власти, которая заключается в жесткой цензуре. Пресса его времени, по сути, обслуживает государственную власть и полностью ей подчинена. Теоретиками анархизма выделялась муниципальная власть. Она является разновидностью неполитической власти, которая заключается в участии коллектива в решении тех или иных проблем в рамках добровольного союза. Однако в учении М. Штирнера она преобразовалась в свободный, добровольный и самоорганизующийся «союз эгоистов»[3]. Говоря о духовной власти, он отмечал, что она неоправданно считается вторичной по отношению к политической, которая доминирует над ней.

Как и многие другие теоретики анархизма (Бакунин, Кропоткин) Штирнер выступал за отмену всякой власти, за ликвидацию властного принципа. Его он предлагал заменить личной самоорганизацией и самоуправлением. Это объясняется тем, что человек совершенен и не нуждается в какой-либо власти. Она является главным источником насилия и несправедливости, поэтому никогда не может быть оправдана.


Другие статьи:

Система социального представительства
Каждое общество обладает той или иной социальной структурой, но далеко не каждая группа способна включиться в политику, используя институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения ...

Политические партии и общественные движения как объект социологии политики. Организационное устройство политических партий
Партии относятся к институтам опосредования – они формируются и зарождаются в социальной среде и ориентированы на оказании влияния. Партии были – объединения для поддержки определенной политической фигуры (до 17 в.) Вебер: Партии – как ...

Политическая культура как предпосылка демократии
Воздействие экономических и социальных факторов на государственное устройство во многом опосредуется господствующей в обществе политической культурой. Она представляет собой менталитет, способы восприятия и осмысления политики, переработа ...