Политология » Политико-правовые воззрения Макса Штирнера » Понятие власти в философии М. Штирнера

Понятие власти в философии М. Штирнера

Макс Штирнер понятие публичной власти не раскрывал и использовал его только для обозначения силового давления на общество и личность. Всеми теоретиками анархизма власть условно делилась на политическую и неполитическую. Носителем политической власти у Штирнера выступает государство, которое эксплуатирует граждан и манипулирует как отдельной личностью, так и обществом в целом. Как отдельную разновидность Штирнер выделял власть партийную. Ее он критикует за неэффективность, бесполезность и ограниченность ее членов. В своем труде Штирнер отмечал, что «Члены всякой партии, которая хочет долго просуществовать, всегда в такой степени несвободны, безличны, неэгоистичны, в какой они служат этой цели партии. Самостоятельность партий обуславливает несамостоятельность ее членов»[2]. Кроме того, Штирнер говорил об информационной власти, которая заключается в жесткой цензуре. Пресса его времени, по сути, обслуживает государственную власть и полностью ей подчинена. Теоретиками анархизма выделялась муниципальная власть. Она является разновидностью неполитической власти, которая заключается в участии коллектива в решении тех или иных проблем в рамках добровольного союза. Однако в учении М. Штирнера она преобразовалась в свободный, добровольный и самоорганизующийся «союз эгоистов»[3]. Говоря о духовной власти, он отмечал, что она неоправданно считается вторичной по отношению к политической, которая доминирует над ней.

Как и многие другие теоретики анархизма (Бакунин, Кропоткин) Штирнер выступал за отмену всякой власти, за ликвидацию властного принципа. Его он предлагал заменить личной самоорганизацией и самоуправлением. Это объясняется тем, что человек совершенен и не нуждается в какой-либо власти. Она является главным источником насилия и несправедливости, поэтому никогда не может быть оправдана.


Другие статьи:

Заключение.
Итак, государство является многоаспектным социальным образованием. С одной стороны, оно выступает как особый аппарат управления обществом, с другой - принимает облик ассоциации (равно­масштабной обществу и интегрируемой публично-властными ...

Референдум
Разнообразные республиканские и монархические формы государства не исчерпывают всех механизмов правления. Одним из них является институт референдума. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародног ...

Институциализация нравственных требований
Веберовское понимание соотношения морали и политики по существу освобождает политиков от закрепленной в конкретных институциональных нормах нравственной ответственности перед другими людьми и обществом, поскольку решение вопроса о следова ...