Политология » Политико-правовые воззрения Макса Штирнера » Понятие власти в философии М. Штирнера

Понятие власти в философии М. Штирнера

Макс Штирнер понятие публичной власти не раскрывал и использовал его только для обозначения силового давления на общество и личность. Всеми теоретиками анархизма власть условно делилась на политическую и неполитическую. Носителем политической власти у Штирнера выступает государство, которое эксплуатирует граждан и манипулирует как отдельной личностью, так и обществом в целом. Как отдельную разновидность Штирнер выделял власть партийную. Ее он критикует за неэффективность, бесполезность и ограниченность ее членов. В своем труде Штирнер отмечал, что «Члены всякой партии, которая хочет долго просуществовать, всегда в такой степени несвободны, безличны, неэгоистичны, в какой они служат этой цели партии. Самостоятельность партий обуславливает несамостоятельность ее членов»[2]. Кроме того, Штирнер говорил об информационной власти, которая заключается в жесткой цензуре. Пресса его времени, по сути, обслуживает государственную власть и полностью ей подчинена. Теоретиками анархизма выделялась муниципальная власть. Она является разновидностью неполитической власти, которая заключается в участии коллектива в решении тех или иных проблем в рамках добровольного союза. Однако в учении М. Штирнера она преобразовалась в свободный, добровольный и самоорганизующийся «союз эгоистов»[3]. Говоря о духовной власти, он отмечал, что она неоправданно считается вторичной по отношению к политической, которая доминирует над ней.

Как и многие другие теоретики анархизма (Бакунин, Кропоткин) Штирнер выступал за отмену всякой власти, за ликвидацию властного принципа. Его он предлагал заменить личной самоорганизацией и самоуправлением. Это объясняется тем, что человек совершенен и не нуждается в какой-либо власти. Она является главным источником насилия и несправедливости, поэтому никогда не может быть оправдана.


Другие статьи:

Рекрутация элит
Процесс трансформации элит в условиях перехода к стабильной демократии обуславливается многими факторами: политическими, экономическими, социальными, психологическими и т.д. В контексте демократической трансформации речь идет, прежде всег ...

Ситуационная концепция
Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий обосновывает и развивает его ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер и др.). Она исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер — функция опре ...

Структура политической культуры
Политическая культура — явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние стру ...