Политология » Политический цикл – новый, бюджетная политика – прежняя » Моменты преемственности бюджетной политики

Моменты преемственности бюджетной политики
Страница 1

Они очевидны, и первый – сохранение идеологии профицитности, о порочности которой стократ и в нюансах писали, в частности, авторы «Российского экономического журнала». С самого начала рассмотрения проекта федерального бюджета – 2009–2011 в сентябре 2008 года О.Г. Дмитриева и её единомышленники – депутаты настаивали на том, что бюджет должен быть сбалансированным, а его ресурсы надлежит расходовать внутри страны. Эффективность использования бюджетных средств – абсолютный императив в условиях распространения глобального кризиса на национальную экономику, а значит, следует проводить политику беспрофицитного бюджета, направляя все получаемые доходы на модернизацию народного хозяйства и на социальное развитие страны.

Нельзя, далее, не отметить традиционное заведомое занижение инфляции. С учетом запланированного на грядущий год роста тарифов естественных монополий в пределах 25–26% инфляцию 2009 г. Изначально прогнозировали на уровне минимум 13–14%, а не 7,5–8,5%, фигурировавших в правительственном прогнозе. Большее сомнение вызывали и официальные прогнозные оценки по составляющим инфляционного процесса.

Кстати заметить, согласно данным роста, совокупная инфляция уже за январь – ноябрь 2008 г. Составила 12,5% и министр экономического развития РФ признала, что по итогам 2008 г. Таковая достигнет 13,5%.

Говоря о том, что верстать бюджет при заведомо заниженной инфляции, – значит продолжать искусственно сокращать возможные госрасходы социально-экономического характера, мы одновременно указывали на наличие в новой бюджетной трехлетке, как и в бюджетах предшествующих лет, резервов увеличения доходов, связанное с корректировкой параметров прогнозируемых показателей, определяющих налоговую базу. Это касается в первую очередь ряда налогов, прежде всего налога на прибыль и НДС, акцизов на этиловый спирт, табак и на бензин, вывозных таможенных пошлин на нефть.

Подчеркивались также традиционная недооцененность бюджетных поступлений от таких видов налоговых доходов, как госпошлины, прочие доходы, сопряженные с оказанием платных услуг бюджетополучателей, и компенсации зарплат федерального бюджета. Акцентировалась и тоже традиционная поразительная заниженность доходов от размещения временно свободных средств бюджета. В самом деле, эти доходы на 2009 г. Были определены разработчиками бюджетной трехлетки в сумме всего 250 млн. руб. Между тем только в январе-ноябре текущего года Минфином России были проведены 24 аукциона по размещению на банковских депозитах временно свободных средств федерального бюджета, и исходя из соответствующих объемов, сроков и процентных ставок совокупный доход можно оценить 11436,8 млн. руб. А оценка совокупного дохода от состоявшихся в текущем же году 4 аукционов по размещению на депозитах банков временно свободных средств Фонда содействия реформированию ЖКХ – 7434,3 млн. руб. Очевидно, что в условиях финансово-экономического кризиса, который продлился минимум весь 2009 год; потребность в таких аукционах сохранится, в связи с чем занижение в бюджете первого года трехлетки доходов из того источника в 50–70 раз выглядит по меньшей мере странным.

Соответствующие показатели новой трехлетки обнаруживают тенденцию быстрого роста в этом временном горизонте внутреннего долга РФ. Так, на начало 2012 г. он прогнозируется в объеме, вдвое больше, чем на начало 2009 г., причем при профиците бюджета в 1,9 трлн. руб. чистое привлечение заемных средств в 2009 г. составит 429 млрд. руб. В 2010 г. эта сумма увеличится до 656 млрд., а в 2011 г. – до 857 млрд. руб. Понятно, что намечается и рост расходов на обслуживание долга – на 6% в 2009 г., 18,1 – в 2010 г. и 31,7% – в 2011 г.

Несмотря на эти и другие критические соображения, прозвучавшие в ходе обсуждения проекта федерального бюджета – 2009–2011, российское правительство отказалось менять основные параметры трехлетки, и при нынешней парламентской расстановке сил проект быстро превратился в федеральный закон.

Принятый федеральный бюджет – 2009–2011 не является ни социальным, ни модернизационно-инновационным, применительно к соответствующей структуре расходов и конкурентному набору федеральных целевых программ.

Первое, что обращает на себя внимание, – запланированное в трехлетнем горизонте снижение расходов на социальную политику. Если в текущем году их доля во всех федеральных бюджетных расходах, согласно предварительным расчетам, составит 4,62%, то в 2009 г. она будет равна 3,3, а в 2011 г. – 2,88%. Причем при этом сокращении таких расходов по федеральному бюджету они вовсе не растут опережающими темпами по линии помощи регионам и внебюджетным фондам: соответствующий рост составит всего 15%. Еще одна показательная в плане действительных правительственных приоритетов позиция: если расходы федерального бюджета на образование в 2009 г. увеличатся на 25%, а на культуру и искусство – на 21%, то на правоохранительную деятельность – на 30,7%.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Территориальный императив
Государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные ре­шения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми ими. В основе государства лежит стремление к дос ...

Социологические методики анализа политических элит.
* меритократический метод (ценностный); самые лучшие являются элитой; * альтиметрический (позиционный); элита – те, кто занимают высшие посты по законодательству, по конституции (но есть еще теневые фигуры); * метод репутационного анали ...

Типология политических конфликтов
Характер изменений политических процессов, темпы и направленность эволюции системы правления самым непосредственным образом зависят от типа доминирующих политических конфликтов. В самом общем виде в политической науке принято классифициро ...