Исследователи выделяют рациональный и деструктивный типы конфликтов. Противоборствующие стороны первого типа готовы признать справедливость и обоснованность требований конфликтующих субъектов и стремятся к урегулированию взаимйых претензий. Однако конфликты такого типа составляют меньшую часть этнополитических столкновений, и в качестве примера их успешного разрешения можно назвать мирный выход Норвегии из состава Шведского королевства в 1905 г. или безболезненный раздел Чехословакии на Чешское и Словацкое государства в 1993 г.
Большинство этнополитических конфликтов современности, однако, относятся к деструктивному типу. В этом случае конфликтующие стороны преднамеренно или непреднамеренно игнорируют объективные факты и рациональное содержание претензий противостоящей стороны, а само противостояние постепенно усиливается и обостряется, вовлекая в орбиту конфликта все новых участников и провоцируя применение насилия.
Этнополитические конфликты протекают в разной форме. Насильственные конфликты наиболее болезненны, сопровождаются гибелью людей, серьезными материальными потерями, дезорганизацией всей общественной жизни. К насильственным конфликтам принято относить региональные войны, в которых, как правило, принимает участие регулярная армия, и вооруженные столкновения.
К разряду региональных войн относится карабахский конфликт, военные действия в Абхазии, Приднестровье, Южной Осетии, Таджикистане. Вооруженные столкновения, в отличие от региональных войн, краткосрочны, сопровождаются погромами, их иногда называют «конфликтами неуправляемых эмоций».
В подобных конфликтах главное действующее лицо - толпа. Яркую характеристику поведения толпы дал французский психолог С. Московичи: «В недрах толпы подавление бессознательных тенденций уменьшается. Моральные запреты исчезают. Господствуют инстинкт и эмоциональность. Человек-масса действует как автомат, лишенный собственной воли. Он опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации. Масса импульсивна, изменчива, легко возбудима. Будучи сильно доверчивой, она отличается недостатком критического ума. Ее поведение отличается почти бессознательным. Она думает образами, порождаемыми один из другого ассоциациями. Она не знает ни сомнений, ни колебаний, истинное и ложное не составляет для нее проблемы. Отсюда ее нетерпимое поведение».
Одной из форм насильственных конфликтов следует считать и терроризм. Д.Т. Жовтун дает этой форме конфликта такое определение: «Терроризм есть мотивированное насилие, осуществляемое малыми группами или отдельными индивидами ради достижения конкретно поставленной цели, чаще всего политического характера, и в таком случае террористы претендуют на представительство больших масс — классов, социальных слоев, наций, религиозных и этнических образований».
Авторы солидного труда о природе терроризма А.И. Ландабасо и А.М. Коновалов пишут по этому поводу следующее: «Философия терроризма как продукт экстремистского сознания неизбежно несет на себе печать мифотворчества. В результате социальная реальность приобретает искаженные, фантастические очертания. Фанатизм мифической «единственной истины» неудержимо ведет к мифологизации действительности. Экстремистская мифология не вполне беспочвенна, она имеет определенные объективные основания, но последние приобретают несоразмерные, гротескные, гипертрофированные масштабы. Идейный абсолютизм экстремистской социальной философии, неприятие всякого инакомыслия обусловливает дуалистический взгляд на мир, который оказывается бинарным, разделенным на абсолютное благо и абсолютное зло, представляет противостояние носителей «высшей правды» и тех, кто препятствует ее осуществлению».
В ненасильственных конфликтах различают три формы: институциональные, когда в противоречие приходят нормы законодательства, манифестирующие, протекающие в виде демонстраций, митингов, голодовок, и идеологические, главной движущей силой которых являются различные отряды этнополитической элиты.
Другие статьи:
Понятие, механизмы и типы социального представительства
Древняя идея, идея римской демократии. Представительство связано с демократич режимом. Полит (соц) представит-во – такой характер полит отношений субъектов полит процесса, кот позволяет одному использовать право, делегированное им другим ...
Понятие культуры
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или ...
Социологическая модель
Социологическая модель связывает электоральное поведение человека с его принадлежностью к определенной общественной группе и предполагает, что при голосовании он обычно следует схеме, которая соответствует экономическому и социальному пол ...

