Вместе с концепцией гражданского общества, теорией естественного права, общественного договора формируется и понятие "правовое государство". Процесс формирования государства состоял в выделении особой публичной власти с принудительными учреждениями и органами управления. В период средневековья все сферы жизни пронизываются политикой государства и само общество, и все важнейшие институты общества: собственность, семья, организация труда и другие составляющие элементы государственной жизни. Отсутствовали индивидуальные свободы, равноправие граждан, преобладали сословные привилегии. Политические революции XVI - XVIII в. в. уничтожили сословия, привилегии и все, что нарушало принцип равенства подданных перед государством, и поставили на первый план свободу и естественные способности отдельного, частного индивида как самостоятельного и свободного гражданина. Устанавливался единый для всех и обязательный для всех правовой порядок.
Идея правового государства развилась из идеи господства закона в жизни народа, а также в деятельности государства и всех его должностных лиц.
Итак, идея правового государства не могла возникнуть раньше, в период античности или в период абсолютизма, потому что ее реализация требовала: во-первых, формального равенства; во-вторых, отсутствия сословного деления; в-третьих, наличия представительных органов власти и, наконец, развитой теории естественного права и разделения властей.
Сам термин "правовое государство" утвердился на рубеже XVIII - -XIX вв. в немецкой юридической литературе в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Философское обоснование идеи правового государства имеется в исследованиях Иммануила Канта ("Метафизика нравов" и др.). Кант рассматривает государство как "объединение множества людей, подчиненных правовым нормам". Иммануил Кант рассматривал правовое государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированное™ его свободы и верховности закона. В политической жизни гражданское общество обеспечивает всем гражданам доступ к участию в государственных и общественных делах Здесь государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве демократически принятого закона о равенстве всех перед законом.
Создание правового государства, отработка и совершенствование его принципов - результат деятельности не одного поколения, не одного государства, а достижение всего человеческого общества. Необходимость формирования правового государства обусловливалась конкретно-историческими причинами, связанными со специфическим развитием конкретных государств и общесоциологическими, в частности, предопределенностью политических процессов социально-экономическими факторами.
Характеристика государства раскрывается через взаимоотношение его с обществом, личностью и правом. В правовом государстве изменяются взаимоотношения государства и общества: одно не подменяет другое, а общественные институты не подменяют государственных. Что же касается взаимоотношений государства и личности, то в правовом государстве личность защищена, ее права и свободы гарантированы. Положение личности, степень ее защищенности - главные критерии правового государства. Создание правового государства предполагает невмешательство государства в социальную жизнь, освобождение ее от мелочной регламентации, невмешательство государственных органов в решение тех вопросов, с которыми вполне могут справиться разнообразные общественные формирования. Государство должно стать выразителем интересов общества и в законодательной деятельности руководствоваться общенародной волей, выражаемой демократическим путем. Взаимоотношения государства и права оценивается через верховенство закона.
Следовательно, правовое государство можно определить как политическую организацию, создающую условия для жизнедеятельности индивидов, групп, институтов гражданского общества на основе права.
Создание правового государства рассматривается через призму его принципов.
Во-первых, принцип разделения властей. Где бы и как бы ни функционировала государственная власть, ее демократичности всегда противостоит политический монополизм во всех его проявлениях. Только принцип разделения властей создает гарантии реализации прав и свобод граждан и противодействует узурпации, сосредоточению власти в руках одного лица или органа власти. Каждая из трех властей: законодательная, судебная и исполнительная относительно самостоятельны и уравновешивают друг друга.
Другие статьи:
Функции политических лидеров
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Характеристика этой стороны политического лидерства неразрывно связана с рассмотрением функций, выполняемых политическ ...
Авторитарно-либеральный режим
Период 1985—1991 гг. ознаменовался реформаторскими преобразованиями под началом нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. В условиях экономического кризиса он пытался осуществить реформу хозяйственного механизма и, не доведя е ...
Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократии
Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, ...