Конституция Российской Федерации 2000 г. и закон «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заложили политико-правовые основы и положили начало осуществлению грандиозного по своему замыслу проекта реформы местной власти в России. Впервые за всю российскую историю власть на местах передавалась целиком и непосредственно в руки народа в лице местного самоуправления. Реформа местной власти должна была покончить с коммунистическим наследием, обуздать бюрократию, пробудить энергию и инициативу народа, заложить основы демократического гражданского общества в России. Уникальность этого проекта состояла не только в том, что МСУ признавалось самостоятельной ветвью публичной власти. Статья 12 Конституции РФ содержит не имеющее аналогов в законодательстве даже стран с развитой демократией положение о том, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Согласно Конституции, муниципальная и государственная власти существуют параллельно и разнятся лишь уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть - в городских, сельских поселениях и на других территориях. Федеральный закон «Об общих принципах-организации местного самоуправления в Российской Федерации» в категорической форме запрещает кому бы то ни было ограничивать права МСУ (ст. 48). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Свое правовое закрепление структура местной власти получает в уставе муниципального образования. Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными правом граждан на самоуправление, которое рассматривается как важнейшая составляющая гражданских прав населения. По вопросу статуса МСУ, степени его самостоятельности и независимости от государственной власти Конституция РФ пошла даже дальше либеральной Европейской хартии местного самоуправления. Хартий подразумевает возможность административного контроля государства над органами МСУ, но ограничивает его условия и пределы. Так, в ст. 8 Хартии говорится, что любой административный контроль над органами МСУ «может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных конституцией или законом», что контроль должен быть предназначен «лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов», что он «может включать также контроль вышестоящих органов власти за надлежащим выполнением» органами МСУ делегированных им полномочий» и осуществляться таким образом, «чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов, которое это вмешательство имеет в виду защитить». Казалось бы, что и Конституция, и федеральный закон о МСУ открыли перед народовластием безбрежные перспективы свободного и ничем не ограниченного развития. Прошло без малого десять лет. Однако реформа не дала ожидаемых результатов. «Оценивая нынешнее состояние муниципальной власти (в России - авт.), и отечественные исследователи, и западные сходятся во мнении, что, как жизнеспособного и полноценного властного института, ее практически не существует»2. За десять с лишним лет реформирования МСУ в соответствии с идеологией Основного закона РФ в нашей стране появился большой массив научной литературы, в которой анализируется современное неудовлетворительное состояние местного самоуправления в России, вскрываются причины фактического провала первого ее этапа. В качестве причин называют несовершенство законодательства, отсутствие подготовленных кадров, дисбаланс групп интересов, выступающих за и против реформы и т.д. По мнению автора, главной причиной неудачи является незрелость гражданского общества. Многочисленные опросы показывают, что население, гражданское сообщество в своей значительной части не понимают сути и цели реформы, не проявляют интереса к ней и не участвуют в ее проведении. Граждане не знают своих прав, не пользуются ими. Большинство населения не доверяет власти, игнорирует муниципальные выборы, не контролирует их деятельность, не использует свое право отзыва не оправдавших доверия функционеров МСУ.

В этих условиях дело реформы взяли те, кто не хочет демократизации общественных порядков кто не хочет перемен, стремится использовать их в своих корыстных целях. Большей частью это правящая бюрократия на местах, часто связанная с криминалом. Процесс формирования муниципальных образований сопровождался не приближением, а отдалением органов местной власти от населения, о чем свидетельствует постоянное сокращение числа муниципалитетов на уровне поселений, городских районов. Из 12 тыс. муниципальных образований две трети - это «мертвые души», которые существуют только на бумаге3. По другим данным 70 % территорий Российской Федерации вообще не охвачено органами местного самоуправления.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Сущность и разновидности партийных систем
Устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы. Взаимодействуя друг с другом и с государством, партии так или иначе влияют на принятие решени ...

Административно-территориальное деление России в XVIII – XX вв.
Эволюция административно-территориального деления России насчитывает 13 этапов – от Первой Петровской реформы до наших дней. До Петра I территория России делилась на 166 уездов. 18 декабря 1708 года она была разделена на 8 губерний, состо ...

Предисловие к монографии А. Ильина «Корпорация власти»
В последнее время наш лексикон начинает обогащаться новыми словами, значение которых подчас может не представляться до конца понятным. Иллюзорность понимания, возникающая у тех, кто их употребляет, в принципе, достигается умышленно. Атоми ...