Политология » Политическая наука в XIX-ХХ вв. » Политическая наука за рубежом в ХХ веке

Политическая наука за рубежом в ХХ веке
Страница 2

Одной из крупных новаций политической мысли XX в. стала теория элит, основы которой были заложены итальянскими социологами и политологами Вильфре-до Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска (1858-1941).

Исходным моментом теории элит является убежденность ее сторонников в том, что в любом обществе, при любой форме государства, при любом режиме и при любой идеологии господствует в обществе элита. Это обеспечивается благодаря таким качествам, как групповое сознание, внутреннее сцепление, общая воля к действию.

По терминологии Г. Моска, элита представляет собой «правящий класс», который монополизировал власть, осуществляет политические функции и пользуется благами, доставляемыми доминирующим положением в обществе.

Несколько иной взгляд на элиту имел В. Парето. Он разделяет элиту на две части: правящую (те, кто прямо или косвенно влияет на правительственную политику), или политическую, и неправящую (экономическую, культурную). А далее, подобно Г. Моске, Парето делит общество на два слоя: высший, куда относятся управляющие, и низший, объединяющий управляемых [5, 113].

Парето придавал большое значение вопросам социального происхождения и социальной техники введения людей в элиту. Он полагал, что «личные способность-основное условие попадания в элиту. При этом политически важным является создание таких условий, которые позволяли бы элите обновляться за счет введения в ее состав лучших представителей всех слоев общества. И Парето вводит понятие циркуляции элит как условие их выживания и равновесия.

Свой вклад в дальнейшее развитие теории элит внес Роберт Михельс (1876-1936). Он сформулировал концепцию «железного закона олигархии», согласно которой смена одного господствующего слоя другим и производный от нее закон олигархии есть необходимая форма коллективной жизни. Сама олигархия есть порождение потребностей психологии масс и психологии организаций, а также особенностей самих крупных организаций.

Одной из особенностей исторического развития в XX в. стало появление идеологии, а потом и практики фашизма. Основателем этого идейного течения был Бенито Муссолини (1883-1945). Идейная платформа фашизма складывалась путем отрицания коммунизма, либерализма, демократии. Культ государства — центральный пункт идеологии итальянского фашизма. Государство рассматривалось как духовный и нравственный факт, как законное воплощение нации. А потому все индивидуальные и групповые интересы должны подчиняться интересу государства [5, 115].

Фактически с самого начала активизации (конец 60х годов ХХ века), левый экстремизм, поразивший основные индустриальные центры демократического мирового сообщества, стал объектом пристального изучения советских специалистов. Первоначально в центре внимания был именно политический левый экстремизм, связанный в отечественной науке с термином студенческих революций и порожденных ею последствий. Данное направление исследований занималось вопросами идеологии «новых левых», показывая ее «антинаучность и тупиковость». Однако затем стало появляться все большее число публикаций, ставящих в центр исследования ультралевый терроризм. Постепенно оно стало преобладать над «идеологическим» направлением, хотя последнее также сохранялось до середины 80х годов.

Проблемы терроризма раскрывают монографии А.С. Грачева. Значительная часть его работ направлена на критику концепций западных политологов. Для А.С. Грачева было характерно заостренное внимание к тем западным публикациям, которые носили откровенно антикоммунистический характер. Разумеется, такие «исследования» на Западе имелись в изобилии, но все же не они являются основным содержанием соответствующих направлений зарубежной политологии. Для всех зарубежных капиталистических стран А.С. Грачев выделяет общие причины возникновения рассматриваемого нами явления: новое обострение экономических и социальных противоречий капиталистической системы в 70е годы резко увеличило категорию недовольных, «отверженных», образующих питательную среду для экстремистских настроений. Автор указывает, что левоэкстремистское движение фактически не имело разработанной идеологической концепции.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи: