Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции:
1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
2) определение направления и программы деятельности, служащей решению обществ. проблемы;
3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.
3. Соц. арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя соц. патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», «народного президента» и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политич. к-рой, но и в странах с вековыми демократич. традициями.
4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политич. и, особенно, эмоц. связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданск. сознания, патриотизма. С помощью телевидения и др. СМИ, в ходе встреч с избирателями и др. мероприятий политич. лидеры имеют достаточно широкие возм-ти непоср. общения с народом.
5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван охранять народн. традиции, обеспечивать прогресс общ-ва, вселять в массы веру в соц. идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, н-р, достаточно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамского синдрома», нац. пессимизма и апатии, распр-ся в США после поражения в войне с Сев. Вьетнамом, америк. президент Рональд Рейган.
6. Легитимация строя. Эта функция присуща гл. образом лидерам в тотал. и авторит. государствах. Когда политич. режим не может найти св. оправдания в исторических традициях, национализме и демократич. процедурах, он вынужден искать его в особых кач-вах харизматич. лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Так было в нашей стране, когда большевистск. власть, безжалостно разрушая многовеков. традиции, узаконивала св. действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей.
Вождизм — тип властных отношений, основанный на личном господстве и личной преданности носителю верховной власти. Он типичен для традиционных и квазитрадиционных, идеологизированных, теократических, жестко централизованных, нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Характеризуется развитой системой неюридических регуляторов поведения и устойчивой закрепленностью соц. ролей. Отождествляет общество с государством и рассматривает его как средство реализации некой идеи, символом которой является вождь. Законы в таком обществе строятся по разрешающему типу — запрещено все, что не разрешено вождем. Нормативы политического поведения создаются иерархией идеологических авторитетов, среди которых высший — решение вождя. Его власть безгранична и бесконтрольна. Для вождизма типично иррациональное восприятие политики в обыденном сознании. Среди них — харизматизация и атрибутизация вождя, который наделяется необыкновенными способностями (например, знанием будущего). После смерти вождь канонизируется, а наследники в таком обществе действуют его именем.
Другие статьи:
Либеральная трактовка прав человека
Свое воскрешение, либеральное переосмысление и развитие идеи естественного права получили в 17-18 вв. в трудах выдающихся мыслителей либерализма и Просвещения: Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Джефферсона, Смита, Милля, Бентама и других. О ...
Политические аспекты имиджа мегаполиса
В условиях информационной глобализации и, соответственно, качественно нового уровня коммуникации и восприятия окружающей действительности, особую значимость приобретает имидж участников отношений (политических, экономических, хозяйственны ...
Развитие «международного терроризма» в 90-х гг. XX
века
Рассматривая формы и направления развития событий в Афганистане в 2000-2001 годах, на наш взгляд, необходимо хотя бы кратко проанализировать ситуацию 90-х годов прошлого века и тех условий, в которых свершилось падение режима М. Наджибулл ...