В последние годы предпринимаются усилия по сведению различных иррационалистических концепций в более или менее целостную "теорию образа". Суть ее в следующем: надо отбросить как "наивное" мнение о том, что люди в своих действиях, а государства в своей политике реагируют на объективный внешний мир. На самом деле мы реагируем не на реальный внешний мир, а на его "образ" ("имидж"), который создается в нашем "воображении". Следовательно, "образ" может быть ложным, не адекватным объекту.
Концепция иррационализма считает также, что, поскольку все идеологии претендуют на совершенное знание путей общественного развития, какого не может быть в принципе, все они грешат утопизмом. Поэтому любая идеология противоречит здравому смыслу.
Нельзя отрицать, что отдельные наблюдения и постановки проблемы "иррационалистов" верны и заслуживают дальнейшего развития и углубления. Популярность иррационалистической концепции можно объяснить растерянностью науки, свойственной периодам общественных потрясений.
И в заключении этой главы можно сделать вывод, что из определения политической идеологии следует, что в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающейся склонностью к духовному экспансионизму.
Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.
Поскольку идеология является экспансивной, навязанной формой общественного сознания, способом ее реализации является пропаганда. В современных исторически уникальных условиях единого мирового информационного пространства пропаганда становится не только орудием политики, но и ее творцом. Самую радикальную точку зрения в науке на эту проблему можно выразить с помощью формулы: "В политике фактов нет, в ней существуют лишь представляемые факты". Так, согласно мнению Р. Дебре, крах СССР наступил вследствие того, что тот утратил способность формировать политическое воображение людей. Вопрос о том, в какой степени объективность материальных фактов ставит границы креативным (т.е. творящим собственную реальность) возможностям политической пропаганды, остается в науке открытым.
Другие статьи:
Угроза ваххабитских течений ислама современной России
Ваххабиты
- последователи религиозно- политического течения в исламе, распространившегося в Недже( Центральная Аравия) в конце 18 века. Основоположник ваххабизма- Мухаммед ибн Абд аль- Ваххаб(1703-1787). Главный догмат Ваххабитов- вера в ...
Политическая идеология
Формально термин "идеология" появился в начале XIX в. (его ввел в научный оборот французский философ Дестюб де Траси). Но трудно представить себе государство, начиная с античных времен, без элементов идеологии.
Разве не являетс ...
Основные политико-правовые воззрения Макса Штирнера
Термин «анархия» означает отсутствие власти, однако анархистское учение нельзя назвать философией тотального отрицания. Отказываясь от государства как формы социального общежития, анархистам приходилось примиряться с некоторыми формами вл ...