Политология » Формы государственного правления » Форма правления.

Форма правления.
Страница 3

Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик – второй основной формой правления. В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами.

Республика(от лат. res publica - общественное дело) – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Например, республиканская форма правления во Франции окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных, прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX века привели, за единичными исключениями, к образованию республик. При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Юридическими признаками республики являются:

1) Выборность высших органов государственной власти.

2) Избрание органов верховной власти на определённый срок.

3) Осуществление власти от имени народа, а не по собственному усмотрению.

4) Юридическая ответственность органов власти за принимаемые решения.

5) Принцип разделения власти.

6) Гарантированность прав человека и гражданина.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).

Президентская республика

- одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

- президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства.

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства.

- наиболее последовательно проведен принцип разделения властей.

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом.

- более широкие, чем в парламентарной республике полномочия главы государства.

Законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает. Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения). Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, как мы видели, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а, кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Между утопией и реальностью
Привлекая внимание общественности западных стран к различным проблемам, с которыми сталкивается капиталистическое общество, а танин: общечеловеческим, глобальным проблемам, идеологи массовых демократических движений далеко не всегда имеют ...

Понятие, структура и функции политической системы
Политическая система (ПС) – совокупность и взаимодействие различных политических институтов.– одно из фундаментальных понятий общей теории политики. Понятие ПС форм-ся в эпоху бихевиоральной революции 50-х – 60-х г.г. амер. политологами Д ...

Внешнеполитические предпосылки демократии
Экономические, социальные, культурные и религиозные факторы характеризуют внутренние предпосылки демократии. Однако растущее значение для нее имеет внешнее влияние. Оно проявляется двояко: через прямое военное, политическое, экономическое ...