Политология » Государствообразующие концепции украинских гетманов » Категория «Эстетическое».

Категория «Эстетическое».
Страница 1

Эстетика – это наука о совершенном в мире явлений, о совершенстве чувственного познания и усовершенствования вкуса.

Наиболее общая категория эстетики является та, которая характеризует специфику всех форм эстетической деятельности, что и отличает их от всех форм человеческой деятельности. Сразу можно подчеркнуть, что эстетическое

сформировалось позднее, чем все остальные категории. Мы знаем, что прекрасное – самая древняя эстетическая категория, и долгое время именно она определяла сущность эстетических явлений. Но, начиная с середины XVIII ст., когда немецкий философ Баумгартен ввел понятие «эстетическое» как общий, который объединяет сферу прекрасного и средств его познания и творения, развитие науки дало возможность теоретически обосновать и определить пределы эстетических явлений; они оказались значительно шире, чем сфера прекрасного.

Сущность эстетических явлений удалось определить только на почве более развернутого философского метода диалектики и материализма. Ведь правильное понимание сущности эстетического возможно только тогда, когда человека и ее сущностные силы рассматривать в условиях жизненных обстоятельств, которые их окружают и делают тем, чем они являются на самом деле. Кроме этого, необходимо и понимание мира как живой, чувственной деятельности индивидов – его неотъемлемых составляющих и активных преобразований.

Таким образом, понять, что такое эстетическое как чувственное можно не путем анализа и систематизации конкретных объектов эстетического восприятия, а через раскрытие общих законов практико-духовного освоения человеком действительности, через понимание того, как эти законы обуславливают ту особенную структуру человеческого познания, которая и делает возможным и необходимым эстетическое отношение и восприятие. Идется, собственно, о проблеме исследования практических и духовных предпосылках, которые исторически возникают в ходе развития человеческого общества.

Эстетическое восприятие всегда акцентируется именно на общественную значимость предмета, явления, поступка. В акте эстетического отношения окружающий мир интересует человека не сам по себе, а в тесной связи с ее деятельностью и содержанием жизни. Именно это дает возможность индивиду в акте чувственного восприятия одновременно и познавать общественную сущность явления, и оценивать его взглядом того наивысшего интереса, что основывается на всей совокупности общественных характеристик человека. Вот что писал по этому поводу известный украинский ученый А. Канарский в своем труде, посвященном этой проблеме: «Сама по себе предметная и природная сторона предмета или явления не представляет содержание феномена чувственного: чисто предметного, природного отношения человека к окружающему, к природе не существует. Оно всегда отражает отношение человека к другому человеку, к обществу, в конечном итоге – через отношение его к самому себе. Поэтому и нет такого предмета, который в действии только одного чувства определяла бы чувственное состояние человека».

К эстетике как философской науке, что определяла свой предмет, уже Баумгартен предъявлял требования быть одновременно и теорией чувственного познания, и теорией художественной деятельности, искусства. И на самом деле, она не могла ограничиваться только изучением чувственного познания, потому как потеряла бы свое самостоятельное значение, превратилась бы просто в раздел философской теории познания. И если эстетике ограничиться только теорией искусства, она утратит свою связь с философией, потеряет логико-гносеологическую основу, которая так необходима для понимания природы искусства, эстетической деятельности человека в общем. В этом случае она стала бы чисто эмпирическим описанием разных видов искусства или же их историей. Вот поэтому перед эстетикой стоит ныне задача органично связать эти два разных момента и создать или такую теорию познания, которая бы стала теорией искусства, или такую теорию познания и художественной деятельности, которая была бы и ее теорией познания и логикой. Так писал в 70-х годах известный наш философ П. Копнин.

Отечественная эстетическая наука, опираясь на достижения мировой эстетической мысли, проводила в 60 - 80-х годах последовательное комплексное исследование природы эстетического, ощутимо приближаясь к истинному пониманию его сущности. Эти исследования были представлены разными школами и направлениями – «природниками», «общественниками», представителями так называемой трудовой концепции и «деятельного» подхода. Однако, при всем разнообразии подходов к решению проблемы эстетического таких разных ученых, которыми были М. Лившиц и Г. Поспелов, Г. Недошивин и Е. Ильенков, В. Толстых и С. Гольдентрихт, В. Иванов и А. Канарский, созданная ими теория существенно расширила предмет эстетики, вывела эстетику за границы философии искусства. В конце концов, сформировалось стойкое и теоретически обоснованное представление про эстетическое как специфично духовное, чувственное отношение человека к миру. Самой важной характеристикой такого отношения является способность человека самореализоваться целостно и всесторонне.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Цивилизация трактовки Хантингтона
По Хантингтону, цивилизация есть культурная общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень идентичности людей, определяющаяся наличием общих черт объективного порядка, а также субъективной самоидентификацией людей. Деление на цивили ...

Влияние СМИ на информационный процесс
Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространен ...

Политические элементы, их роль в политической системе общества.
Различные политические явления неразрывно взаимосвяза­ны и составляют определенную целостность, социальный орга­низм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свой­ство и отражает понятие политической системы. Появление этой кате ...