Политология » Государствообразующие концепции украинских гетманов » Категория «Эстетическое».

Категория «Эстетическое».
Страница 1

Эстетика – это наука о совершенном в мире явлений, о совершенстве чувственного познания и усовершенствования вкуса.

Наиболее общая категория эстетики является та, которая характеризует специфику всех форм эстетической деятельности, что и отличает их от всех форм человеческой деятельности. Сразу можно подчеркнуть, что эстетическое

сформировалось позднее, чем все остальные категории. Мы знаем, что прекрасное – самая древняя эстетическая категория, и долгое время именно она определяла сущность эстетических явлений. Но, начиная с середины XVIII ст., когда немецкий философ Баумгартен ввел понятие «эстетическое» как общий, который объединяет сферу прекрасного и средств его познания и творения, развитие науки дало возможность теоретически обосновать и определить пределы эстетических явлений; они оказались значительно шире, чем сфера прекрасного.

Сущность эстетических явлений удалось определить только на почве более развернутого философского метода диалектики и материализма. Ведь правильное понимание сущности эстетического возможно только тогда, когда человека и ее сущностные силы рассматривать в условиях жизненных обстоятельств, которые их окружают и делают тем, чем они являются на самом деле. Кроме этого, необходимо и понимание мира как живой, чувственной деятельности индивидов – его неотъемлемых составляющих и активных преобразований.

Таким образом, понять, что такое эстетическое как чувственное можно не путем анализа и систематизации конкретных объектов эстетического восприятия, а через раскрытие общих законов практико-духовного освоения человеком действительности, через понимание того, как эти законы обуславливают ту особенную структуру человеческого познания, которая и делает возможным и необходимым эстетическое отношение и восприятие. Идется, собственно, о проблеме исследования практических и духовных предпосылках, которые исторически возникают в ходе развития человеческого общества.

Эстетическое восприятие всегда акцентируется именно на общественную значимость предмета, явления, поступка. В акте эстетического отношения окружающий мир интересует человека не сам по себе, а в тесной связи с ее деятельностью и содержанием жизни. Именно это дает возможность индивиду в акте чувственного восприятия одновременно и познавать общественную сущность явления, и оценивать его взглядом того наивысшего интереса, что основывается на всей совокупности общественных характеристик человека. Вот что писал по этому поводу известный украинский ученый А. Канарский в своем труде, посвященном этой проблеме: «Сама по себе предметная и природная сторона предмета или явления не представляет содержание феномена чувственного: чисто предметного, природного отношения человека к окружающему, к природе не существует. Оно всегда отражает отношение человека к другому человеку, к обществу, в конечном итоге – через отношение его к самому себе. Поэтому и нет такого предмета, который в действии только одного чувства определяла бы чувственное состояние человека».

К эстетике как философской науке, что определяла свой предмет, уже Баумгартен предъявлял требования быть одновременно и теорией чувственного познания, и теорией художественной деятельности, искусства. И на самом деле, она не могла ограничиваться только изучением чувственного познания, потому как потеряла бы свое самостоятельное значение, превратилась бы просто в раздел философской теории познания. И если эстетике ограничиться только теорией искусства, она утратит свою связь с философией, потеряет логико-гносеологическую основу, которая так необходима для понимания природы искусства, эстетической деятельности человека в общем. В этом случае она стала бы чисто эмпирическим описанием разных видов искусства или же их историей. Вот поэтому перед эстетикой стоит ныне задача органично связать эти два разных момента и создать или такую теорию познания, которая бы стала теорией искусства, или такую теорию познания и художественной деятельности, которая была бы и ее теорией познания и логикой. Так писал в 70-х годах известный наш философ П. Копнин.

Отечественная эстетическая наука, опираясь на достижения мировой эстетической мысли, проводила в 60 - 80-х годах последовательное комплексное исследование природы эстетического, ощутимо приближаясь к истинному пониманию его сущности. Эти исследования были представлены разными школами и направлениями – «природниками», «общественниками», представителями так называемой трудовой концепции и «деятельного» подхода. Однако, при всем разнообразии подходов к решению проблемы эстетического таких разных ученых, которыми были М. Лившиц и Г. Поспелов, Г. Недошивин и Е. Ильенков, В. Толстых и С. Гольдентрихт, В. Иванов и А. Канарский, созданная ими теория существенно расширила предмет эстетики, вывела эстетику за границы философии искусства. В конце концов, сформировалось стойкое и теоретически обоснованное представление про эстетическое как специфично духовное, чувственное отношение человека к миру. Самой важной характеристикой такого отношения является способность человека самореализоваться целостно и всесторонне.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

“Монархическая республика”
Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государс ...

Моменты преемственности бюджетной политики
Они очевидны, и первый – сохранение идеологии профицитности, о порочности которой стократ и в нюансах писали, в частности, авторы «Российского экономического журнала». С самого начала рассмотрения проекта федерального бюджета – 2009–2011 ...

Механизм функционирования политической системы. Политическая система как объект социологического исследования.
Д. Истон. «Политическая система»-1953г. Отталкивается от взглядов Парсонса. ПС – это взаимодействие различных субъектов на легитимной основе, распредел ценности для того, чтобы снять конфл ситуации. Ф-ия: получить, распределить ресурсы и ...