Политология » Идеология фашизма и пропагандистская система, как часть фашистского режима » Идеология фашизма. Пропагандистская система

Идеология фашизма. Пропагандистская система
Страница 3

Наконец, упомянутое расширение поля пропагандистской активности, и как следствие, необходимость более четкой координации усилий при проведении пропагандистских компаний повлекли за собой серьезные изменения в огранизационной структуре нацистской пропаганды. 13 марта 1933 г. было основано Министерство народного просвещения и пропаганды, главой которого стал Й.Геббельс, сохранивший за собой и пост руководителя рейхсуправления пропагандой (РПЛ) – внутрипартийной пропагандистской инстанции.

В период, когда процесс утверждения диктатуры еще находился в своей начальной стадии, нацисты ретушировали наиболее неприглядные черты своей идеологии (антихристианство, расизм, теорию завоевания «жизненного пространства»), предпочитая аппелировать к традиционным буржуазным ценностям. Это позволяло привлечь на свою сторону не только средний класс, но и крупную буржуазию, профессиональное чиновничество и рейхсвер.

Вместе с тем нацизм не только не отказался от псевдосоциалистической фразеологии, но и усилил пропагандистское давление на рабочих. Задача нацистской пропаганды состояла в данном случае в том, чтобы оправдать разгром рабочих партий и профсоюзов, создавая иллюзию улучшения социального положения и статуса рабочих. Кроме того, необходимо было культивировать чувство сопричастности к якобы формирующемуся «народному сообществу» с помощью разного рода интеграционных мероприятий.

Прежде всего в этой связи следует отметить праздник 1 мая, стилизованный под «день национального труда», и преобразованный таким образом в нацистском духе.

Помимо этого, была развернута система благотворительности, создававшая иллюзию щедрой социальной политики нацистского государства.

Национал-социалистическая пропаганда, формируя позитивный образ нового государства в общественном сознании, не ограничивалась выдвижением лозунгов, варьировавшихся в зависимости от того, какой адресной группе они предназначались. Одним из наиболее действенных методов стало использование нацистами расплывчатых надежд, которые определенная часть немецкого народа связывала с именем А.Гитлера.

Вторым эффективным методом психологической обработки населения стало конструирование образа врага в массовом сознании. НСДАП создавала в целях максимальной мобилизации масс оппозицию «они-мы», нагружая понятие «они» максимальным количеством негативных этнических символов. Нагнетая страх перед коммунистической угрозой, используя в своих целях этнотравму, нанесенную немецкой нации поражением в первой мировой войне и его последствиями, разжигая антисемитские настроения, пропаганда устраняла многие препятствия на пути установления нацистской диктатуры.

Понятия «большевизм» и «мировой финансовый капитал» в идеологии нацизма всегда был тесно связаны с представлением о еврейском «мировом заговоре». Тиражируемый НСДАП образ врага включал в себя как органическую составляющую антисемитизм (являющийся способом сведения эклектических нацистских построений воедино). Именно поэтому нацисты после своего прихода к власти стремились максимально радикализовать антиеврейские настроения в обществе путем усиления антисемитского акцента в своей пропаганде.[3]

Страницы: 1 2 3 


Другие статьи: