Политология » Роль России в СНГ и перспективы развития Содружества Независимых Государств » Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ

Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ

22 января 1993 года был подписан важнейший из документов Содружества - Устав Содружества Независимых Государств[3], который определил основы организационно-правового механизма нового межгосударственного образования.

В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества, предотвращения конфликтов и разрешения споров, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Членом Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусмотрена также возможность присоединения к Содружеству государств, желающих участвовать в отдельных видах его деятельности в качестве ассоциированных членов на условиях, определенных отдельным соглашением.

Государства-члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, развития взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств.

Таким образом, в соответствии с Уставом СНГ не обладает наднациональными полномочиями и основано на основах суверенного равенства всех его членов. Государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

За два года до принятия Устава СНГ Соглашением о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 года[4] была определена структура Содружества. В состав координационных институтов были включены:

- Совет глав государств;

- Совет глав правительств;

- Совет министров иностранных дел;

- Совет министров обороны;

- Совет командующих пограничными войсками;

- Совет коллективной безопасности;

- Исполнительный секретариат;

- Межпарламентская ассамблея;

- Межгосударственный экономический комитет;

- Межгосударственный банк;

- Межгосударственный валютный комитет;

- Межгосударственный статистический комитет;

- Экономический суд;

- Комиссия по правам человека.

Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено также в Уставе СНГ.

На основе подписанных в рамках СНГ документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать интеграционному сотрудничеству стран СНГ.

К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

- обеспечение прав и основных свобод человека;

- координация внешнеполитической деятельности;

- оборонная политика и охрана внешних границ;

- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства;

- развитие транспорта и связи;

- охрана здоровья и окружающей среды;

- вопросы социальной и миграционной политики;

- борьба с организованной преступностью.[5]

К перечисленному можно добавить еще два важнейших направления: борьба с терроризмом и развитие гуманитарных связей.

Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств. Значительную роль в процессе формирования нормативно-правовой базы Содружества сыграла Россия. Но ее вклад не ограничивается разработкой и анализом международно-правовых актов. Россия была призвана взять на себя роль лидера в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.


Другие статьи:

Политические системы современности. Демократия: теория, реальность и перспективы развития. Тоталитарные и авторитарные политические системы. Понятие и типы политических систем
Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы. Появление этой категори ...

Критерии различия демократического и автократического режимов
Рассмотрение различий между автократией и демократией невозможно без упоминания о тоталитаризме. Тоталитаризм – это политический режим, стремящийся установить полный контроль над гражданами. Так как автократический режим – переходный от ...

Политические партии и общественные движения как объект социологии политики. Организационное устройство политических партий
Партии относятся к институтам опосредования – они формируются и зарождаются в социальной среде и ориентированы на оказании влияния. Партии были – объединения для поддержки определенной политической фигуры (до 17 в.) Вебер: Партии – как ...