Политология » Современная Россия » Современная Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации

Современная Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации

На пороге нового века перед страной стояли важнейшие политические, социальные и экономические задачи: консолидация общества, укрепление государственности, решение острейших социальных проблем. Начался новый этап в строительстве российского федеративного устройства. Федерализм для России, страны многонациональной, больше, чем форма государственного устройства. Это механизм обеспечения стабильности государства, его безопасности, баланса интересов центра и регионов. Первым шагом стало приведение регионального законодательства в соответствие с общероссийскими правовыми нормами. Затем в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года ликвидировался институт представителей Президента в субъектах федерации, страна была поделена на 7 федеральных округов с назначением новых полномочных представителей, которые могли оказывать гораздо большее влияние на ситуацию в регионах. Это укрепило вертикаль власти, повысило контроль и эффективность управления, снизило произвол экономической «верхушки».

В то же время В.В. Путин выступил в поддержку усиления интеграционного процесса в СНГ, в том числе в рамках союзного Российско-Белорусского государства. Благодаря активной внешней политике возрос международный авторитет нашей страны.

Следующим шагом в укреплении государственности стало изменение порядка формирования Совета Федерации, верхней палаты парламента. Ранее сенаторами становились главы администраций в областях, президенты республик и председатели местных законодательных собраний, однако их деятельность не могла быть постоянной. После реформы представители регионов избирались местными законодательными собраниями и должны были работать в парламенте на постоянной основе. Это означало существенное повышение роли Совета Федерации. Для того чтобы консолидировать власть, компенсировать некоторые политические потери для региональных лидеров, был возрожден в новом виде Государственный совет для обсуждения наиболее острых вопросов жизни государства и выработки предложений по их разрешению. В связи с этим В.В. Путин заметил: «Главное сегодня – консолидация власти и общества». Для разрешения этой задачи был создан политический блок «Единство», превратившийся затем в политическую партию, проведён гражданский форум, объединивший представителей более 200 общественных организаций России, стали систематическими встречи Президента с представителями деловых и предпринимательских кругов, деятелями науки, культуры и образования. За короткое время удалось улучшить пенсионное обеспечение, поднять зарплату работников бюджетной сферы, снизить остроту некоторых социально-экономических проблем. Были приняты меры по ограничению власти монополий (Газпрома, РАО «Единая энергетическая система России», РЖД и др.).

К одной из важных заслуг «путинского» правительства нужно отнести снижение преступности в стране, борьбу с теневой экономикой, пресечение незаконного вывоза исторических и художественных ценностей.

Государство практически полностью контролирует финансово – банковскую систему, регулирует курс и оборот валют и золота (валютный фонд РФ превысил 40 млрд. долларов). Был введён единый 13%-й налог на доходы населения. Создавая так называемую «подушку» экономически важного, крупного производства, власть приняла новые законы в поддержку малого и среднего предпринимательства. Положительную роль сыграло прекращение внешних заимствований и досрочная расплата с внешнеэкономическими долгами 90-х годов. Сельское хозяйство восстанавливается с большим трудом, но и в этой области проводится реформа, упрощающая куплю-продажу земли и наследование имущества.

В результате роста бюджета, во многом за счёт стабильных, высоких мировых цен на нефть, впервые за историю России расходы на образование превысили, военные затраты. В результате серьезных, обдуманных преобразований экономика России продемонстрировала в начале нового тысячелетия темп роста, который страна не знала уже 30 лет. Следовательно, улучшились системы здравоохранения и образования, выросло финансирование науки, в частности её перспективных, высоко технологичных направлений. Впервые за годы реформ повысился жизненный уровень населения.


Другие статьи:

Особенности политического имиджа политических структур. Корпоративный имидж
Имидж является элементом социально-экономической структуры общества и формирует внешнюю среду любого субъекта. Большинство организаций уделяет особое внимание имиджу как инструменту, влияющему на степень популярности компании. А.Б. Звери ...

Демократия
Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению русского юриста П.И. Новгородцева, «демократия всегда есть распутье… система открытых дверей,… расходящихся в неведомые стороны дорог,… Отнюдь не создавая твё ...

Противоположность оценок роли СМИ в современном обществе
Огромные возможности активного воздействия СМК на политическое сознание и поведение граждан свидетельствуют о важнейшей роли «четвертой власти» в современном обществе. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей ...