Американский политолог Хуан Линц: типы политических режимов.

Конституционность –

наличие каких-то ограничителей власти.

Тоталитарный режим

– характеризуется высоким уровнем мобилизации масс, высоким уровнем идеологизацмм, но конституционных ограничений почти нет (плюрализм отсутствует).

Постоталитарный режим

– (РФ 50-80-ые г. XXв. ) - после смерти лидера переход к коллективному принципу руководства, либерализация режима, снижение полицейского контроля. Появляется некоторый плюрализм. Эрозия официальной идеологии. Конституционность нарастает, появляются ограничители власти.

Султанизм

– неограниченная власть одного человека (Ирак при Саддаме Хусейне). Плюрализм отсутствует, лишён идеологической основы, нет ограничителей власти, верховные лица непредсказуемы, мобилизация населения эпизодическая и редкая.

Чем отличается султанистский режим от авторитарного:

В авторитарном режиме есть стабильные определенные структуры такие как армия, полиция, фискальный аппарат, бюрократия, а в султанистском режиме полномочия и функции всех структур меняются по усмотрению султана.

Авторитарный режим-

ограниченный политический плюрализм, оппозиция может действовать если она лояльна. Отсутствие официальной идеологии, оппозиция допускается если направлена на корректировку, мобилизация низкая, есть ограничители власти (традиции, законы, нормы).

Демократия-

конституционность максимальна, ограничители власти (законы, традиции, идеологии и. т.д), плюрализм максимален, идеологизация средне-выражена (права и свободы личности и. т.п) , активность у людей средняя.

Роберт Даль. Политолог Роберт Даль дал свою классификацию политических режимов:

Критерии:

1) Конкурентность в борьбе за власть.

2) Степень вовлеченности граждан в управлении.

На основе этого 4 типа режима:

1) Закрытая гигимония

(доминирование). Отсутствуем конкуренция в борьбе за власть и отсутствие вовлеченности граждан в управлении.

Пример: любая военная диктатура. По первым двум признакам можно поставить два минуса (=)

2) Открытая гигимония.

Отсутствует конкуренция, частично граждане вовлечены в управлении (пример при Александре II в России). По первому (-) по второму (+).

3) Соревновательная олигархия.

Степень вовлеченности граждан в управлении слабая, но идет конкуренция за власть (пример: Украина). По первому (+) по второму (-).

4) Полиархия (многовластие).

Есть конкуренция в борьбе за власть и вовлеченность граждан в управлении. По первому (+) и по второму (+).

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Определения лидерства
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке: 1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направлен ...

Системный подход
Большое значение имело становление системного анализа политической жизни и формирование понятия политической системы, произошедшее благодаря новаторским работам американского политолога Д. Истона. В значительной степени эта методология ос ...

Формирование активного имиджа главы муниципального образования
Глава муниципального образования призван объединить вокруг себя население, служить для него определенной фигурой защиты. Лидеры нации высоко оцениваются тогда, когда они не только могут увидеть будущее, но и способны увлечь население имен ...