Политология » История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем » Идейные истоки политологии

Идейные истоки политологии
Страница 2

Людвиг Гумплович. (1838 – 1909). Его книга «Социология и политика.

Только на базисе социологии может основываться и политология, так же вывел основной закон развития общества – более сильные племена и народы завоёвывают более слабые и государство есть продукт этих завоеваний. Сейчас эта война проявляется более слабо, т. е. война классов, политических партий, групп, отдельных личностей. Современное культурное государство будет складываться не из-за революций (как говорил Маркс) , а при помощи реформ.

Макс Вебер. (1864-1920). Учения о государственной бюрократии.

Современное государство организованно бюрократически и это хорошо. Есть некоторые правила, которым нужно подчинить бюрократию, чтоб она работала на общество, а не на себя.

Правила организации бюрократии:

1) Максимальное разделение труда.

2) Иерархическая организация.

3) Отбор по принципу профессиональной компетенции.

4) Максимальная формализация внутри государственного аппарата (т. е. ничего личного).

Легитимность –

власть, поддерживаемая населением.

Назвал основные типы легитимности:

1) Власть традиционная.

(Она поддерживается в силу существующих традиций и властителю не нужно прикладывать усилий, но он обязан выполнять традиции).

2) Власть харизматическая. Харизма (

дар).

(Власть основанная на вере в исключительные качества властителя. Проблема состоит в передаче власти, т. е. либо найти другого харизматика или переход в другой вид власти и проблема удержания власти. )

3) Рационально – легальная власть. (

Власть основанная на разуме и законе, т. е. народ выбирает властителя по закону и опираясь на здравый смысл. Современная политика поддерживает этот тип).

Э. Дюркгейм. (1858 – 1918). Теория социальной солидарности.

Книга о разделении труда, там он пишет, что социальная солидарность результат разделения труда. Чем сложнее организовано общество, тем выше должна быть социальная солидарность. Государство здесь – это надклассовый орган, который действует в интересах большинства членов общества. Опасность увеличения роли государства в жизни личности, т. е. нужны посредники, чтобы контролировали влияние государства на личность – это выполняют специальные ассоциации. Постепенно перемещается центр развития политологии из Европы в США. В 1880 г. Организована школа политических учений в вузах. В 1903 г. В США возникла национальная ассоциация политических наук. В 1906 г. Возникают центры по изучению политических наук (эмпирические исследования). В 1914 г. Центр политологии на федеральном уровне.

Зигмунд Фрэйд.

В период между двумя мировыми войнами на первое место выходит школа политического психоанализа. (основатель Фрэйд) , основные проблемы:

-

отношения повелевающих и подчиняющихся (проблема происхождения власти) , - это влияние бессознательного.

-

поведение избирателей.

-

исследование малых групп и политического лидерства.

Г. Лассуэли. Его книга «Психология и политика». Термин властная личность.

Властная личность –

человек, который хочет компенсировать свою неполноценность властью.

Три основных типа лидеров:

1) Лидер – агитатор.

2) Лидер – идеолог (

т. е. человек пережил разрушение идеалов и стремится их создать).

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Исследовательские подходы в современной политологии
В ХХ веке возникло большое количество подходов, которые используются для политологических исследований. Однако постараемся выделить наиболее известные и распространенные из них. В ХХ веке продолжают развиваться парадигмы, ставшие традици ...

Роль политической культуры в политико-технологическом процессе
Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и обусловливает определенный характер, «технологию» ее осуществления. Она тесно взаимодействует с политическим сознанием индивидов и социальных групп, однако вовсе не с ...

Демократия и свобода. Свобода как ценность
Одной из наиболее почитаемых демократических ценностей является свобода. На протяжении тысячелетий многие из проявлений свободы не считались благом. Даже величайший ум античности Аристотель считал предоставление людям возможности жить так ...