Политология » Власть и властные отношения » Виды власти. Проблемы легитимности власти

Виды власти. Проблемы легитимности власти
Страница 2

Есть классификация власти по функциям ее органов; законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют де­мократическая, авторитарная и т. п. власти.

Различные общественные власти находятся в слож­ном взаимодействии. Многие политологи важнейшей счита­ют экономическую власть.

Политическая власть, испытывая сильное воздейст­вие со стороны власти экономической, достаточно самостоя­тельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям.

Е определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная (на­пример, в период избирательных компаний).

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли по­литики наблюдается в тоталитарных государствах. Демо­кратический строй предполагает разделение властей, а так­же сфер влияния внутри этих властей.

Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью.

Это понятие возникло в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть ко­роля как единственно законную в отличие от власти узурпа­тора Наполеона.

Легитимная власть характеризуется обычно как пра­вомерная и справедливая. Легитимность связана с верой по­давляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Сам термин «легитимность» переводят с французско­го как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» — близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а вто­рое — юридический.

Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности,

отражающих особенно­сти мотивов подчинения.

1.

Традиционная легитимность. Она возникает благо­даря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непо­колебимость и священность издавна существующих поряд­ков. Традиционное господство присуще монархиям. Подав­ляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации тради­ционная легитимность во многом схожа с отношениями в па­триархальной семье, основанными на беспрекословном по­виновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Власть традиции такова, что когда лиде­ры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традицион­ная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохра­нение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2.

Легальная или рационально-правовая легитим­ность. Она основывается на добровольном признании ус­тановленных юридических норм, направленных на регу­лирование отношений управления и подчинения. Наибо­лее развитой формой этого типа власти является консти­туционное государство, в котором беспристрастные нор­мы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для че­го имеются установленные законом процедуры. В систе­мах подобного вида власть политической элиты легити­мируется «царством закона». Для обоснования своей вла­сти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).

3.

Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которы­ми он наделен Богом, т. е. вера в его харизму. Поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его лично­сти. Харизматическая власть является относительно не­стабильной по сравнению с традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то вре­мя как традиция и закон являются фактами обществен­ной жизни. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опе­реться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае созна­тельно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способ­ствует их признанию и принятию населением. Харизма­тическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность.

Ее суть состоит в оправда­нии власти с помощью идеологии, вносимой в массовое со­знание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Иде­ологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убежде­ния и внушения. Но в отличие от рационально-правовой ле­гитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, идеологи­ческая — однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Влияние религии
На политическую культуру и поведение граждан большое влияние оказывает религия. Во многом формируя менталитет, наиболее глубокие структуры политического сознания и мировосприятия людей, религия может как тормозить переход к демократии, та ...

Типология социально-политических реформ. Особенность социально - политических реформ в странах транзитного типа
Политическая реформа – целенаправленный процесс эволюционного изменения политической системы в целом или отдельных ее элементов. Соц.-пол. реформа - Виды пол. реформ: - реформа государственного управления (реформа органов гос власти - ...

Влияние СМИ на информационный процесс
Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространен ...