Политология » Власть и властные отношения » Виды власти. Проблемы легитимности власти

Виды власти. Проблемы легитимности власти
Страница 1

Особенности различных элементов власти — субъекта, объ­екта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, соци­альную, политическую, духовно-информационную.

Экономическая власть

— это контроль над экономи­ческими ресурсами, собственность на различного рода ма­териальные ценности.

Социальная власть

— это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

Политическая власть — всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осу­ществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется рядом при­знаков:

1) легитимностью

в использовании силы в пределах государства;

2) верховенством,

обязательностью решений для вся­кой иной власти;

3) публичностью,

т. е. всеобщностью и безличностью, что значит — обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

4) моноцентричностью,

т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти эконо­мической);

5) многообразием ресурсов.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений, во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические ре­шения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодатель­ных актах, прежде всего в Конституции государства.

Во-вторых, нормы, определяющие порядок формиро­вания политической элиты. Они подвижны и меняются по ме­ре развития общества. Так, в феодальном обществе вхожде­ние в политическую элиту было предопределено принадлеж­ностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты парламента. В основном же в современных демократических страдах нор­мой становится конкурентная борьба на выборах.

В-третьих, нормы, определяющие права и обязаннос­ти управляющих и управляемых, их взаимную ответствен­ность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федера­ции — все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.

Нормы создаются обоими участниками властного вза­имодействия, хотя вид закона им придают государственные органы.

Политическая элита, конечно, может проявить ини­циативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие мо­жет быть обеспечено только силой или угрозой ее примене­ния.

Особым видом политической власти является государ­ственная власть.

Это социально организованная власть, рас­полагающая монопольным правом издавать законы, обяза­тельные для всего населения и опирающаяся на особый аппа­рат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тес­но смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т. к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (деспотизм в семье, терроризм).

Духовно-информационная власть

— это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и ин­формации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные обра­зовательные и просветительские учреждения, а также че­рез средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распрост­ранению объективных сведений о деятельности правитель­ства, положении общества, но и манипулированию, осно­ванному на специальных методах обмана, на управлении со­знанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

В зависимости от субъектов власть делится на пар­тийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

По широте распространения выделяются мегауровень — международные организации (ООН, НАТО); макро­уровень — центральные органы государства; мезоуровень — подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень — власть в первичных организациях и ма­лых группах.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Основные политико-правовые воззрения Макса Штирнера
Термин «анархия» означает отсутствие власти, однако анархистское учение нельзя назвать философией тотального отрицания. Отказываясь от государства как формы социального общежития, анархистам приходилось примиряться с некоторыми формами вл ...

Значение внешних условий для активизации общественно-политической роли ислама в России
Несмотря на кажущуюся неожиданность этого тезиса, Россия является одной из крупных мусульманских стран. По общему числу приверженцев этой религии наша страна превосходит многие исламские государства. Более тридцати разных по численности м ...

Социально-политическая организация Ведической цивилизации. Исторические условия и социально-политические предпосылки становления ведического общества
Примерно с середины II тысячелетия до н. э. через горные перевалы на северо-западе Индостана стали проникать воинственные кочевые племена. Они называли себя ариями. Их вторжению предшествовала длительная история переселения народов, гово ...