Однако прошло время, и на фоне возраставшего в тот период кризиса государственной власти усилилось недоверие уже к самому действовавшему в то время государственному руководству.
Упаднические настроения особенно отчетливо начали проявляться с весны 1993 г. Наибольший процент (примерно третья часть) считали, что большинство людей жили скорее в нестерпимых условиях, и более того – опасались перемены к худшему. Примерно такое же количество респондентов оценивало социальную ситуацию в республике как напряженную и имеющую тенденцию к обострению. Последнее подтверждается динамикой данных, полученных по ряду однотипных вопросов в ходе опросов 1992 – 1993 гг. Так, участниками забастовок намеревались стать в июле 1992 г. 3,1 %, в июне 1993 г. – 21,8 % опрошенных (то есть в 7 раз больше).
После выборов Президента Республики Беларусь массовые настроения резко изменились в пользу укрепления государственной власти и роли государства в развитии общества. Рейтинг доверия Президенту с первых социологических опросов по сегодняшний день очень устойчивый (а в преддверии политических кампаний он, как правило, еще более повышается). В целом наибольшим доверием у респондентов пользуются основные институты государственной власти. В этом проявляется надежда населения на руководство страны, возглавляемое Президентом, в котором народ видит основную силу, способную все более стабилизировать ситуацию.
Именно на поддержание курса устойчивого развития, с учетом массовых настроений, направлена в Беларуси социально-экономическая политика, базирующаяся на идеологии белорусского государства.
Анализ ряда документов (в том числе "Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы" и на 2001 – 2005 гг.) приводит к выводу о том, что квинтэссенцию избранной политики реформ составляет создание социально-ориентированной рыночной многоукладной экономики с приоритетной ролью государства в ее становлении.
Характерным является и то обстоятельство, что и политические партии не отрицают роли обновляемого государства в реализации социальной политики.
Во всем этом проявляется менталитет самого нашего общества, основанный на традициях социальных гарантий и государственной заботы о населении.
Таким образом, можно говорить о постепенном формировании в Беларуси идеологии реформ, которую целесообразно расценивать и как идеологию белорусской государственности.
По сути, идея сильного государства, не опекающего, не подавляющего, а поддерживающего и страхующего гражданское общество, и может в нынешних условиях стать той "общей волей" (Ж.-Ж. Руссо) или идеей справедливости, которая должна лежать в основе практически любого общественного устройства как нравственный стержень общества, как основа национального согласия.
Другие статьи:
Сущность понятия «государство».
Государство - очень сложное и многообразное явление, принимавшее и принимающее на протяжении истории самые разные формы. Вопрос о государстве - ключевой в общественных науках. К наиболее важным проблемам, влияющим на выяснение сущности ...
Сущность и разновидности партийных систем
Устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы. Взаимодействуя друг с другом и с государством, партии так или иначе влияют на принятие решени ...
Основные типы политической
социализации
Различия в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют выделить соответствующие типы политической социализации. К ним можно отнести: — гармонический тип политической социализации, отражающи ...

