Политология » Политическая культура и идеология » Политическая идеология

Политическая идеология
Страница 2

Социалистическая идеология во всех ее модификациях была и остается привлекательной для широких социальных слоев, вследствие своей постоянной ориентации на социальную справедливость.

Социализм включает в себя три основных модификации:

1. Утопический социализм (Мор, Сен-Симон, Фурье) – пытался вывести форму "идеального общества", где инициатива преобразований исходила бы от имущих классов.

2. В теории марксизма коммунистическое общество – закономерный результат развития цивилизации. Освобождение пролетариата в итоге пролетарских революций – закономерный итог классовой борьбы. Освобождая себя, пролетариат освобождает всех трудящихся. Коммунистическое общество – это общество свободных тружеников, с развитым общественным самоуправлением, отсутствием классов и абсолютным социальным равенством.

3. Основой демократического социализма является реформизм. В данном случае одинаковое значение придается как принципу личной свободы, так и принципу социальной справедливости. Один из характерных его признаков – наличие многоукладной экономики. При этом государство понимается как стержень политической системы, примиряющий и регулирующий социальные взаимоотношения.

Однако следует иметь в виду, что реальная жизнь (как и историческая ретроспектива) может интегрировать различные идеологические подходы с учетом менталитета, традиций и социальных характеристик конкретного народа.

Например, белорусский народ постепенно воспринимает элементы либерализации, не утрачивая при этом социалистических традиций. Близки ему и некоторые постулаты консерватизма, прежде всего, нравственный абсолютизм, верность своим ценностям и идеалам, а также традиционализм.

С целью определения особенностей современного базиса идеологии белорусского государства нами был произведен вторичный политологический анализ социологических опросов. Вот что они показали.

Начало периода реформ в Беларуси было временем демократической эйфории. Массовые настроения во многом можно было охарактеризовать по признаку отношения населения к институту частной собственности. Так, более половины респондентов (по опросу на конец 1990 г.) поддерживали предложения о его введении.

Однако очень скоро возникли "ножницы" между ожиданиями и фактическими реалиями жизни. Вспомним, что это происходило на фоне одного из главных противоречий в процессе демократизации власти в республике: разбалансированности административного управления при отсутствии правовой базы реформирования. Результаты соцопросов зримо отражают, как зарождалась тревога за завтрашний день: по прогнозам респондентов (при опросе в ноябре 1991 г.) 23,4 % считали, что общество движется к катастрофе и только 3,5 % – что оно движется к демократии, а 2,5 % – к капитализму.

Выход из тупика виделся вновь в усилении государственного влияния в жизнедеятельности страны. В конце весны 1991 г. среди проблем, которые нужно решить в первую очередь, 69 % опрошенных называли снижение (государством) цен, 65 % – увеличение зарплаты, 34 % – "борьбу со спекулянтами и жуликами", 27 % – усиление дисциплины на производстве и только 19 % – введение частной собственности.

Картину дополняют следующие данные. На вопрос: "Как вы считаете, что нужно для того, чтобы обеспечить процветание народа Беларуси?" – 50 % респодентов ответили: "Государственную собственность нужно сохранить, но хорошо платить тем, кто хорошо работает". Вдвое меньше опрошенных (21 %) предлагали "отдать предприятия, землю в частную собственность. А на вопрос: "Пользуясь свободой в условиях рынка, где бы вы хотели работать?" – 20 % называли государственное предприятие и лишь 7 % – частное.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Развитие средств политических коммуникаций
Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов. В традиционных госуд ...

Учение Рудольфа Иеринга о праве и государстве
Если право – закон, в положительном изменчивом праве нельзя не видеть лишь выражения человеческого понимания права; само право, неизменное, как всякий закон, должно быть от него отлично. Уйти от этого вывода возможно лишь под одним услови ...

Отличительные черты коллективистской демократии
Несмотря на существенные различия, разнообразные коллективистские теории демократии имеют ряд общих черт. К ним относятся: 1) коллективизм в трактовке народа, признание народа единым однородным целым, имеющим объективные, существующие еще ...