Мы считаем, что задачи, поставленные в работе, в целом выполнены. Было выяснено, что понимается в настоящее время под понятием «религиозный экстремизм», мы попытались выделить его сущностные черты, выявили связь экстремизма и фанатизма. Проследили истоки и причины возникновения религиозного экстремизма в исторической перспективе, выявили его специфику в разные исторические эпохи. Было показано, что религиозный экстремизм является одной из актуальных проблем в современной России, в том числе и для нашего края, города и района. Мы выявили, какие средства используются для борьбы с религиозным экстремизмом на государственным и на местном уровне, и главное - как учитель на уроке истории и обществознания может внести вклад в решение этой важной социальной проблемы.

Лучший способ борьбы с религиозным экстремизмом – эта профилактика, а для этого необходимо масштабное и планомерное его изучение. И Интернет здесь – лучший помощник для учителя и ученика, так как предоставляет массу разнообразной информации по этому вопросу. Интернет – уникальное социокультурное пространство, где секты (особенно подчеркнуто асоциального и деструктивного характера), обычно в реальной жизни старающиеся быть в тени и действовать незаметно, максимально раскрываются перед своей аудиторией, пока чувствуя себя здесь в безопасности.

Мы считаем, что людям, попавшим под влияние деструктивной секты, нужна незамедлительная помощь, ведь дошедший до этого этапа человек неподвластен себе. Сектантство сродни наркомании. Неслучайно известное высказывание К. Маркса - «религия – это опиум для народа». Духовный наркотик действует скрытно и не так быстро, а его симптомы могут появиться через много лет. Статистика показывает, что 32% людей, вовлеченных в секты, попадают в психиатрические больницы, 18% заканчивают жизнь суицидом, и только 5% людей с помощью своих близких выходят из этой зависимости, и не хотят об этом вспоминать. Учитель, как никто другой, может выявить эту болезнь на раннем этапе. Именно он может оказаться рядом в нужный момент, и в отличие от родителей, обладая необходимыми знаниями, дать полезную консультацию и помочь молодому человеку избежать роковой ошибки. Но самое главное оружие против религиозного экстремизма, и это зависит только от учителя – воспитание с самого девства толерантности и уважения к людям, независимо от национальных и религиозных различий. Это очень сложно, так как учитель должен сам стоять выше всех этих различий, то есть почти на сверхчеловеческой моральной высоте. Во всяком случае, должен стараться.

Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы на уроках, лекциях и практических занятиях в курсах по истории, философии, культурологии, религиоведению, в качестве возможных докладов и рефератов для учащихся и студентов.


Другие статьи:

Внешняя политика и ее основные направления
Сегодня в российской внешней политике не наблюдается полноценной стратегии, но есть тактика, основанная на прагматизме и сохранении реактивной специфики. Между тем крайне важно определиться будет ли внешняя политика страны инструментом да ...

Социальные группы как субъекты политики
Вопрос 1. Понятие социальной стратификации, теории стратификации Стратификация – делание слоев (пластов) приём из геологии. Социальная стратификация – структурированная система социального неравенства в которой индивиды и группы ранжи ...

Методы исследования, используемые в политологии
Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершает ...