Мы считаем, что задачи, поставленные в работе, в целом выполнены. Было выяснено, что понимается в настоящее время под понятием «религиозный экстремизм», мы попытались выделить его сущностные черты, выявили связь экстремизма и фанатизма. Проследили истоки и причины возникновения религиозного экстремизма в исторической перспективе, выявили его специфику в разные исторические эпохи. Было показано, что религиозный экстремизм является одной из актуальных проблем в современной России, в том числе и для нашего края, города и района. Мы выявили, какие средства используются для борьбы с религиозным экстремизмом на государственным и на местном уровне, и главное - как учитель на уроке истории и обществознания может внести вклад в решение этой важной социальной проблемы.

Лучший способ борьбы с религиозным экстремизмом – эта профилактика, а для этого необходимо масштабное и планомерное его изучение. И Интернет здесь – лучший помощник для учителя и ученика, так как предоставляет массу разнообразной информации по этому вопросу. Интернет – уникальное социокультурное пространство, где секты (особенно подчеркнуто асоциального и деструктивного характера), обычно в реальной жизни старающиеся быть в тени и действовать незаметно, максимально раскрываются перед своей аудиторией, пока чувствуя себя здесь в безопасности.

Мы считаем, что людям, попавшим под влияние деструктивной секты, нужна незамедлительная помощь, ведь дошедший до этого этапа человек неподвластен себе. Сектантство сродни наркомании. Неслучайно известное высказывание К. Маркса - «религия – это опиум для народа». Духовный наркотик действует скрытно и не так быстро, а его симптомы могут появиться через много лет. Статистика показывает, что 32% людей, вовлеченных в секты, попадают в психиатрические больницы, 18% заканчивают жизнь суицидом, и только 5% людей с помощью своих близких выходят из этой зависимости, и не хотят об этом вспоминать. Учитель, как никто другой, может выявить эту болезнь на раннем этапе. Именно он может оказаться рядом в нужный момент, и в отличие от родителей, обладая необходимыми знаниями, дать полезную консультацию и помочь молодому человеку избежать роковой ошибки. Но самое главное оружие против религиозного экстремизма, и это зависит только от учителя – воспитание с самого девства толерантности и уважения к людям, независимо от национальных и религиозных различий. Это очень сложно, так как учитель должен сам стоять выше всех этих различий, то есть почти на сверхчеловеческой моральной высоте. Во всяком случае, должен стараться.

Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы на уроках, лекциях и практических занятиях в курсах по истории, философии, культурологии, религиоведению, в качестве возможных докладов и рефератов для учащихся и студентов.


Другие статьи:

Политические партии в начале 20 века
В России первые политические партии были созданы только в начале ХХ века. В течение первых двадцати лет они пытались оказывать влияние на внутреннюю политику правительства, используя как легальные, так и нелегальные методы воздействия, ис ...

Политика самоочевидного
Особое внимание Гудин уделяет так называемой «политике самоочевидного». Она состоит в таком воздействии на поведение людей, которое убеждает их в самоочевидности чего-либо при помощи фактов. При этом в действительности часто происходит по ...

Феномен социального конфликта
Наличие конфликтов в обществе самого разного типа является бесспорным фактом, а потому важно проанализировать их значение для политических систем. Для этого необходимо охарактеризовать в общем виде социальные конфликты, выявить их сущност ...