Политология » История мировой политической мысли » Основные направления развития политической науки

Основные направления развития политической науки
Страница 1

Натуралистическая парадигма начинает формироваться с ХV-XVI вв. Это определенный исторический рубеж, когда феодализм с его крепостным правом, закрытым и провинциальным характером перешел так называемый «порог необратимости» и утратил историческую перспективу. В связи с кризисом феодализма появляются кардинально новые идеи, распространение которых ускорялось научно-техническим прогрессом, развитием новой структуры общества, распространением рационального способа мышления, открытиями в науке.

Основными проблемами, которые вышли на передний план и требовали решения, были: новое видение человека, понимание его свободы, прав и обязанностей; новые подходы к вопросу о собственности, право на которую отстаивали все более широкие слои населения; вопрос о доступе к власти (с ростом числа собственников закономерно возрастало число людей, которые могли и хотели принять участие в политической жизни). Нарождающиеся капиталистические условия требовали изменения основных подходов к пониманию феноменов политики и власти.

Согласно натуралистической парадигме природа, источники и границы существования политики определяются внесоциальными факторами, которые носят не приобретаемый, а врожденный или неизменный для человека и общества характер. К таким внесоциальным факторам относили географическую среду, инстинкты, рефлексы и физиологические особенности человека. На основе натуралистической парадигмы в дальнейшем развились геополитика, биополитика и ряд психологических концепций.

Так, родоначальники и сторонники географического направления (Ж.Боден, Ш.Монтескье, Х.Макиндер, С.Хантингтон, А.Тойнби), которое постепенно трансформировалось в геополитику, утверждали и доказывали зависимость государственной политики, устройства государства от таких факторов, как географическая среда, климат, ландшафт и т.д.

Сторонники биополитики (Ч.Ломброзо, М.Нордау, Д.Армстронг, Э.Дюркгейм и др.) изучали взаимосвязь политической сферы и человеческих инстинктов, генетических характеристик и качеств людей.

Более глубокое изучение психики человека привело к формированию ряда психологических концепций, с точки зрения которых основные причины социальных явлений коренятся в психике индивида или общества (Л.Уорд, Гюстав Ле Бон, Г.Тард, Ч.Кули, У.Мак–Дугалл, З.Фрейд и другие). Так сформировались политический эволюционизм, утверждающий, что общество развивается в соответствии с этапами космической эволюции, в которой каждый новый уровень является совокупностью предшествующих достижений и базируется на них; психология народов, согласно которой главным субъектом истории является народ как воплощение единого духа – черт характера, морали, мифологии, верований, языка. Этот единый дух объединяет людей в народ–нацию. А исследовать этот дух можно через его культуру – язык, искусство, обычаи, религию. Существуют также такие теории, как психология толпы (стихийность, иррациональность, безответственность толпы, которая действует под влиянием эмоций, коллективной души); теории наследования (всех индивидов объединяет непреодолимая тяга к наследованию; все в человеческой жизни происходит под влиянием примера, и потому социальные явления похожи); интеракционизм (общество рассматривается как психологический организм, который существует благодаря взаимодействию между индивидами, группами и обществом); инстинктивизм (социальная жизнь является результатом действия инстинктов).

Социальная парадигма вобрала в себя ряд достаточно разрозненных теорий, которые объясняют природу политики через творческую роль той или иной сферы общественной жизни – экономики, права, культуры, или же через приобретенные качества субъекта социального действия.

Так, например, с точки зрения марксизма, в основе социального развития лежат производственные отношения. Динамика общества помещается внизу, в сфере материального производства. Что же касается высших сфер – морали, культуры, религии, то «у них нет истории, у них нет развития: люди, развивающие материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 8. – С.25). Таким образом, политика относится к «надстройке», отражающей и обслуживающей экономико-производственный базис.

В рамках данной парадигмы достаточно большое внимание уделяется и праву, которое может рассматриваться как системообразующая сфера общества, которая обеспечивает равновесие социальных институтов, предотвращает конфликты.

Культурологический подход предполагает рассмотрение политики в зависимости от особенностей человека, приобретенных в ходе социальной эволюции. Политика рассматривается как явление, обусловленное культурными, религиозными, этико-нормативными факторами.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Структура, уровни и социальные функции политики
Политика существует в различных ипостасях (формах) — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенн ...

Пропорциональное представительство
Эту теорию представительства не интересует, каким способом были избраны представители, для нее главное, чтобы они наиболее полным образом представляли свою группу избирателей, персонифицировали ее наиболее характерные черты. В современном ...

Социализм
Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи французского мыслителя Ж.Ж. ...