Политология » История общественной мысли в России » Общественная мысль и особенности общественного движения в России в ХIХ в.

Общественная мысль и особенности общественного движения в России в ХIХ в.
Страница 2

В первые два десятилетия XIX в. политическая мысль России активно усваивала и «перекладывала на русские нравы» просветительские идеи законности, представительного правления, гарантий прав личности, которые объективно противостояли реальностям самодержавно-крепостнической России. Важно подчеркнуть, что в той или иной мере эти идеи были усвоены разными направлениями общественного движения. С наибольшей полнотой и последовательностью передовые идеи были развиты в программных документах декабристского движения. «Конституция» Н. М. Муравьева, «Русская правда» П. И. Пестеля, «Правила соединенных славян», требования, выработанные накануне 14 декабря 1825 г., предполагали тот или иной вид ликвидации крепостного права, сословных привилегий, установление представительного правления, гарантии гражданских прав и свобод. Независимо от намеченной формы государственного устройства (конституционная монархия у Н. М. Муравьева, республиканское правление у П. И. Пестеля) политические проекты декабристов имели ясную антисамодержавную направленность.

В передовом русском обществе на смену политическим интересам, характерным для первой четверти XIX в. (просвещенный монарх, конституция, республика, военная революция), постепенно пришли социальные проблемы (крестьянская реформа, взаимоотношение сословий, правовые гарантии, личность и общество, местное самоуправление) Естественной формой отхода от политической проблематики Александровского времени стали философские размышления и споры «идеалистов сороковых годов» — западников и славянофилов.

Изучение истории русского освободительного движения может быть плодотворным, на наш взгляд, при условии отказа от жесткого его разграничения на дворянский и разночинский этапы. Важно при этом понять полувековую историю 1840— 1890-х гг. как внутренне единый этап поисков «правильной революционной теории». Подобный подход позволяет целостно и логично рассматривать путь передовой русской мысли к восприятию марксизма, увязывает и отчасти синхронизирует теоретические искания русских революционеров с магистральным направлением развития западноевропейской общественной мысли.

Идея о превосходстве православной и самодержавной России над «гибнущим Западом» оказала заметное воздействие на передовую русскую общественность. Привычное для русского общественного сознания историко-культурное сопоставление России и Европы сменилось их противопоставлением, трансформировалось в идею особого русского пути. Но в противовес казенному тезису о превосходстве России над Европой в либеральной среде выдвигается положение об изначальной отсталости России. Концепция «отсталости России» возникла из попыток противостояния официальной идеологии; ее вторичность очевидна, но в дореформенное время она, в известной мере, была прогрессивна, ибо способствовала осмыслению причин реального социально-экономического отставания крепостной России от развитых капиталистических государств Европы и поиску путей его преодоления. На основе этой концепции возникли известные разновидности российского либерализма — западничество и славянофильство, ее использовал А. И. Герцен, разрабатывая идеи «русского социализма».

В знаменитом документе эпохи — первом «Философическом письме» П. Я. Чаадаева (датировано автором 1 декабря 1829 г.) — провозглашен разрыв Европы и России. В нем говорится об убожестве русского прошлого и настоящего, о величии Европы. Идея единства исторических судеб России и Европы Чаадаевым была утрачена.

Вслед за Чаадаевым и западник Т. Н. Грановский, и славянофил А. С. Хомяков, и их последователи приняли — в своеобразной и усложненной форме — казенную мысль о том, что «Россия — вне Европы». Оппоненты были едины, выступая за отмену крепостного права путем реформ, без участия народа. Кроме исходного неприятия крепостных порядков в славянофильстве и западничестве было немало и других точек соприкосновения: критика николаевской внутренней и внешней политики, отстаивание свободы совести, слова, печати и общественного мнения, отрицание революционных преобразований.

В основе своей спор западников и славянофилов был спором о выборе одного из двух вариантов буржуазного развития — западноевропейского либо особого, русского.

В период подготовки и проведения буржуазных реформ 1860—70-х гг. либералы чутко реагировали на нарастающее недовольство народа, на неспособность правительства преодолеть хозяйственные неурядицы. Они искали выход из политического и экономического кризиса, были едины в стремлении предотвратить социальный взрыв, наладить диалог с правительством. В спорах славянофилов и западников вырабатывалась либеральная идея крестьянской реформы. Во многом благодаря их усилиям правительству удалось овладеть положением, которое было особенно острым в канун 19 февраля 1861 г.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Управление процессами коммуникации в политике. Политическая коммуникация
Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов и явлений информационного воздействия и взаимодействия в сфере политики, связанных с конкретно-исторической деятельностью политических акторов в обществе. Это некий проце ...

Важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире. Типология прав человека. Негативные и позитивные права
В наши дни для большинства стран права человека являются высшей ценностью, признанной мировым сообществом. Сам термин «права человека» употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении — это только те права, которые не ...

Партия как субъект политического процесса
Политическая партия - это организация, объединяющая наиболее активных представителей общественного класса или социального слоя, выражающая их интересы и руководящая ими в политической борьбе. Само понятие «партия» означает часть, доля (от ...