Выше мы рассмотрели общие черты тоталитаризма и его виды в зависимости от национальной “принадлежности”, особенности трансформации тоталитарных режимов в демократические (теоретическое обоснование и конкретные примеры), исторический аспект возникновения и развития демократии в России, а также попробовали ответить на вопрос: возможна ли демократия в России, и если возможна, то какой она должна быть.

В заключение отметим, что демократизация общества неосуществима без демократизации государственного аппарата на всех его уровнях. Ведь он непосредственный носитель и исполнитель властных полномочий государства. Для России эта проблема во все времена оставалась актуальной. Революция разрушила старый бюрократический аппарат лишь внешне. На месте царской бюрократии выросла новая: советская партийная номенклатура, которая стала опорой тоталитарного режима, узурпировала власть в государстве. Сама же она функционировала на основе секретных инструкций в системе гиперцентрализованной власти, исключающей какую-либо рациональную самостоятельность, связанную с региональными различиями и развитием территориальной формы демократии в федеративном государстве. Ныне прекратила свое существование партийно-государственная номенклатура с ее претензией на политическое господство, на полновластие. И это само по себе означает несомненный шаг по пути демократизации государственного управления. Однако упразднение партноменклатуры и переход к аппарату государственных органов управления еще не гарантирует демократической сути его деятельности. Любой госаппарат, даже в самых демократических странах, сохраняет в себе бюрократическую сторону; в любом варианте аппарат чиновников имеет тенденцию к превращению в особый слой, стоящий над государством и обществом. Отсюда необходимость ограничения его властных полномочий и создания системы контроля со стороны представительных органов власти и институтов гражданского общества за его функционированием. Из опыта демократических режимов вытекают некоторые принципы формирования и деятельности государственных аппаратов. Они в известной мере реализуются в настоящее время в стране. Основной из них – законность. Демократия – это власть закона, соответствующего интересам общества.

[1] Политическая социология. Отв. ред. Г.П. Сопов. Ростов н/Д, 1997.

[2] Гонсалес Ф. Создать в обществе основу для согласия и перемен. Свободная мысль, 1995. № 15.

[3] Зиновьев А. Коммунизм как реальность. М 1994.

[4] Верт Н. история советского государства. 1900-1991. М., 1992.


Другие статьи:

Специфические черты и признаки, система ярлыков. Специфические черты и признаки
Во внешности Мартинелли прежде всего обращает на себя внимание наличие седины, седина является воплощением классического типа политика. В общественном сознании политик с сединой характеризуется как мудрый, обладающий опытом, нежели старым ...

Кризис распределения материальных и культурных благ
Объем и характер потребляемых благ — один из ключевых факторов, от которого зависит поддержка или отрицание населением реформ и осуществляемых их режимов. Далеко не всегда власти в переходный период способны обеспечить населению устойчивы ...

Традиционные и новые виды общественно-политических движений, организаций. Их динамика
Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и другие), но в ряде случаев, когда выдвинутые задач ...