Особое место и роль государства в политической системе общества обусловлены следующими факторами:
1. Выделившись из общества, государство становится его единственной властвующей политической организацией. Государственная власть – главная, объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием государственная власть охватывает всех лиц, проживающих на территории государства. Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. С деятельностью государства связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества.
Например, Конституция Российской Федерации закрепляет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления [10, п. 1, 2 ст. 3].
2. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Разветвленная система юридических средств воздействия позволяет государству использовать различные методы убеждения и принуждения.
3. Государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находиться целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы.
Государство имеет право на сбор денежных средств с населения и организаций (налоги, займы) и их распределение.
К примеру, в ст. 56 Конституции Республики Беларусь сказано, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей [11].
4. Государство обладает суверенитетом. Государство является представителем всего народа внутри страны и на международной арене. Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенная власть.
Например, в нашей стране, Республики Беларусь, была принята Декларация о государственном суверенитете республики 27 июля 1990 г. Декларация содержит многие атрибуты суверенитета, в том числе самостоятельность государственной власти в границах территории Беларуси, провозглашала правомочность законов Республики Беларусь, независимость Республики Беларусь в международных отношениях [8, с. 23].
5. Деятельность негосударственных социальных институтов как субъектов политической системы общества находится под охранной государства. Защиту их прав и интересов осуществляет суд, прокуратура и другие государственные органы. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением негосударственными социальными институтами требований законов и обеспечивает их строгое исполнение.
6. Государство является организующим началом в определении и осуществлении национальной политики во всех сферах общественной жизни.
Другие статьи:
Роль масс в современных демократиях
Модель плюралистической демократии не лишена слабостей и недостатков. Однако более близких к идеалу народовластия и к реальной жизни моделей политических систем сегодня не существует. Поэтому концепция плюралистической демократии имеет ши ...
Постмодернизм
Постмодернизм — это не столько методология, система принципов и вытекающих из них методик исследования, сколько сложное интеллектуальное движение, совокупность познавательных и практических ориентации, появление которых связано с рядом те ...
Слабости либеральной демократии
В качестве недостатков классической либеральной демократии обычно отмечаются:
1. Социально-классовая ограниченность. Подобно античной демократии, она не распространяется на большинство населения: пролетариев, другие низшие слои, женщин — ...