Тема “Принцип разделения властей” в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе.

Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен меха­низм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой меха­низм и предлагает концепция разделения властей,

Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, кото­рый превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.

Именно поэтому принцип разделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов всех современных демократи­ческих государств. Составными частями меха­низма власти повсеместно признаются законодательная, ис­полнительная и судебная власти, каждая из которых, вопло­щая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.

Рассматриваемый вопрос разделения властей привлекает пристальное внимание со стороны как зарубежных, так и отечественных теоретиков права. И хотя на протяжении

длительного исторического периода данная тема не

находила

отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства, к настоящему моменту уже можно говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.

В изучении принципа разделения властей можно выделить следующий круг вопросов:

P Каковы исторические корни принципа разделения властей.

P Как разделяется государственная власть по трем ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной.


Другие статьи:

Коллективистская демократия
Преодолеть недостатки либерального государства и осуществить подлинное народовластие пытаются концепции и реальная модель коллективистской демократии. Этот тип демократии теоретически достаточно детально разработан. Попытки же его практич ...

Конституирующие признаки демократии
Учитывая взаимосвязь нормативных и эмпирических определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты: 1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной вл ...

Модель делегирования
Делегатом называется человек, представляющий других людей на основе четко сформулированных поручений или инструкций. Акцент здесь делается как раз на том, что делегат попросту представляет чьи-то взгляды и интересы, а сам не вправе (за ре ...