Под правом Штирнер понимал «дух общества». «Если общество имеет волю, – писал он, – то эта воля – право»[5]. Он полагал, что право порождается обществом: «все право и вся власть принадлежат совокупности народа . Совокупность всегда первенствует над единичным лицом и имеет силу, которая называется правом». Существующее современное немецкое право Штирнера не устраивало. Он полагал, что государство и общество не могут быть полноценными источниками права, так как они самостоятельно формируют и предоставляют по своему усмотрению фиктивное, абстрактное право, не учитывающее интересы конкретной личности: «Всякое существующее право – право, которое мне «дают», «распространяют» на меня» - писал Штирнер в своем трактате. Предложив источником права сделать не государство или бога, а единичную личность, Штирнер содержанием права объявлял волю конкретного индивида, собственную волю. «Я сам решаю, – писал он, – имею ли я на что-нибудь право; вне меня нет никакого права. То, что мне кажется правым, – и есть правое». Штирнер классифицировал право на «чужое» и «мое». «Чужое» право в его понимании – это не субъективное право другого индивида, а то, которое предоставляет природа, общество или государство, то есть «чужое» право включает в себя как естественное, так и позитивное. «Мое» право – это то, которое «зародилось во мне и исходит только от меня». Фактически право в философии Штирнера свелось к способности овладения и обладания. То, что это породит всеобщее насилие, философа нисколько не волновало. Однако он писал, что важно стать тем, чем человек в силах стать, только на это он и имеет право. Все права он должен черпать в самом себе и для себя. Штирнер пишет, что «я имею право стать тем, чем хочу, чем могу и чем должен», таким образом, личность вправе самоактуализироваться в соответствии со своими потребностями, способностями и интересами, используя для этого материальные и физические средства. Эгоистическое право Штирнера, субъективное, по сути, необходимо личности для собственного саморазвития, для приобретения своеобразия, уникальности.
Определяя феномен права, Штирнер понимал его, узаконенную самим человеком возможность самоосуществления и свободу самовыражения в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, используя для этого необходимые природные и социальные ресурсы.
Другие статьи:
Интернет и демократия
Анализ роли Интернета в качестве гаранта демократии является одним из самых перспективных направлений в политической теории. Как утверждает Р.Даль, демократия уже прошла на практике через несколько революций, причем ее сторонники часто да ...
Антагонистические классы и современность
В конце XIX — первой половине XX вв. историческая практика давала известные подтверждения марксистской концепции политической роли классов. В то время на историческую арену вышли массовые политические партии рабочего класса, в России и не ...
Предисловие к монографии А. Ильина «Корпорация власти»
В последнее время наш лексикон начинает обогащаться новыми словами, значение которых подчас может не представляться до конца понятным. Иллюзорность понимания, возникающая у тех, кто их употребляет, в принципе, достигается умышленно. Атоми ...

