Политология » Политико-правовые воззрения Макса Штирнера » Концепция государства в философии М. Штирнера

Концепция государства в философии М. Штирнера

Идея отрицания государства – основная концепция, которая объединяет всех представителей анархизма. М. Штирнер считал его общественным злом, орудием человеческой несвободы, которое должно быть, сразу или в будущем уничтожено. Идея государства ему представлялась противоестественной. Он полагал, что государство является помехой личному счастью каждого человека. Деятельность государства основана на силе, которая составляет его социальную природу, сущность. Штирнер писал: «Государство всегда занято тем, чтобы ограничивать, обуздывать, связывать, подчинять себе отдельного человека, делать его «подданным» чего-нибудь всеобщего»[4]. Используя культуру и образование, оно воспитывает послушных и полезных ему граждан.

Штирнер был знаком с концепцией разделения властей, однако законодательную ветвь государственной власти у него представляют не только парламент, политические партии, но также правительство и само общество. Исполнительная власть у Штирнера представлена только правительством. Деятельность немецкого правительства, его место и роль в разделении власти в своем учении он подробно не раскрывает и связывает преимущественно с укреплением господства и навязыванием своей воли гражданам государства. Характеризуя судебную ветвь власти, он отмечал ее механистичность и необъективность, которые приводят к правовой несправедливости. Судебная система, по его мнению, является надуманной и бесполезной для человека государственной инстанцией. Штирнер полагал, что человек сам себе судья и предлагал суд отменить вообще.

Штирнер никогда не давал прогнозов относительно организации государства нового типа, устройства будущего общества, оставаясь всецело на позиции негативизма. Его анархистская доктрина отличается условностью, схематичностью, а, значит, необязательностью своего воплощения.


Другие статьи:

Либеральная трактовка прав человека
В период феодализма идеи естественного права не были полностью забыты. Нередко они использовались для обоснования справедливости восстаний против угнетателей, посягающих на традиционные народные вольности. Свое воскрешение, либеральное пе ...

Логика тоталитарной мысли
Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в XX в., его идейные истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управля ...

Ленинско-большевистский политический режим
Февральская революция 1917 года установила республиканский политичес­кий режим без его оформления конституционным образом. Закон­ный правопреемник власти отсутствовал, и наступил этап выявления наиболее адекватного условиям России носител ...