Политология » Прогрессивные идеи политической справедливости » Сецессия в политике - проблемы теории и практики

Сецессия в политике - проблемы теории и практики
Страница 1

Импульс к получению политической независимости через сецессию, распространяющийся по всему мировому геополитическому пространству, - яркий признак современных международных отношений.

Волна сепаратистских устремлений групп то и дело проявляется, а порой даже увеличивается в масштабах практически на всех континентах. Кроме этого, растёт список непризнанных и частично признанных государств.

Однако до сих пор сецессия остаётся одним из наименее изученных и наименее понятых политических феноменов.

Как следует из приведённого определения сецессии, отделение региона от государства предполагает потерю центральной властью части суверенитета на осуществление властных полномочий.

Кроме этого, изменение государственных границ и споры из-за перераспределения территорий представляют собой наиболее сложные проблемы мирного урегулирования сложившейся ситуации.

Исходя из логики политической жизни, можно с уверенностью утверждать, что подобный процесс, как правило, предполагает острый, ожесточённый конфликт между сторонами, который ведёт не только к кардинальным институционально-политическим изменениям, но и серьёзным людским потерям.

Именно поэтому подавляющее большинство действующих федеральных конституций не признаёт за субъектами федераций права на сецессию. Что же касается попыток сепаратистских групп отмежевать часть территории от государства, то они жестоко подавляются.

Сложность изучения сецессии состоит в том, что это явление достаточно трудно поддается однозначной интерпретации. С одной стороны, сецессия может быть рассмотрена как угроза целостности государственного строя и даже как дестабилизатор политических процессов в рамках целого региона. С другой стороны, рядом исследователей сецессионистские конфликты рассматриваются как способ реализации права народов на самоопределение, которое является демократической нормой.

Получается, что противоречие принципа территориальной целостности государства и права народов на самоопределение - сложная дилемма, которая требует тщательной политико-философской трактовки.

Таким образом, представляется оправданным повышенный интерес политической науки к поиску теоретических концепций, объясняющих суть и причины сецессии как формы политического сепаратизма.

На сегодняшний день перед исследователем встают две ключевые проблемы изучения сецессии - терминологическая и методологическая. Терминологическая проблема заключается в неточностях и многочисленных условностях при определении основных понятий теории сецессии.

К примеру, существуют публикации, в которых утверждается, что сецессия может существовать в двух основных формах: сепаратистской, если деятельность оппозиционной группировки связана с достижением полной политической независимости, и ирредентистской, когда сецессионисты добиваются вхождения в состав уже существующего государства".

Следуя данному определению, у нас может сложиться ложное впечатление о том, что сецессия обладает сепаратистским потенциалом, а ирредентизм им не обладает, что сецессия проявляется в форме сепаратизма или ирредентизма, а сепаратизм в форме сецессии выражен быть не может.

Как представляется, подобная точка зрения вызывает серьёзные возражения. Сепаратизм - более широкое и менее определённое понятие. Это и стремление, и движение, и требование, и целая идеология за отделение части государства.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Система социального представительства
Каждое общество обладает той или иной социальной структурой, но далеко не каждая группа способна включиться в политику, используя институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения ...

Транспорт и связь
За январь-октябрь 2006 года предприятиями пассажирского транспорта перевезено 40,4 млн. человек (98,5% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе: ОАО «АПОПАТ» – 25,6 млн.чел. и Альметьевское троллейбусное управление – 14,8 млн. ч ...

Типологии политических культур
Существует несколько подходов к типологизации политических культур. Наиболее распространены исторический, функциональный, структурный. В рамках исторического подхода (Габриэль Алмонд и Сидней Верба, 1966) тип политической культуры общест ...