Коллективные трудовые разногласия существовали практически всегда, не становясь, однако, достоянием гласности. Что же касается наиболее острых форм их проявления — забастовок, то в советское время официально считалось, будто они вообще чужды социалистическому обществу. В связи с этим правовой механизм рассмотрения трудовых коллективных разногласий практически отсутствовал термин «забастовка» в законодательстве о труде не употреблялся.

Обострение социально-экономических проблем в России конца 80-х гг. и последующая трансформация политических и экономических отношений не просто вернули забытые формы протеста, но и сделали забастовки нормой социальных отношений. «Поле» требований бастующих сразу стало чрезвычайно широким: от повышения заработной платы и изменения условий труда на отдельном предприятии до изменения закупочных цен на продукцию всего аграрного сектора. Нередко в качестве условий прекращения забастовки выставлялось требование сменить руководство предприятия, города.

Хотелось бы напомнить, что применение такого «инструмента», как забастовка, в разрешении социальных проблем в сфере трудовых отношений — это очень серьезная и крайняя мера. Поэтому можно согласиться с резкой критикой профсоюзов, стачкомов, которые, не исчерпав путь переговоров, используют забастовку как метод силового давления.

В обстановке растущего вала забастовок, грозящего вылиться в неуправляемый процесс, именно профсоюзы взяли на себя организаторскую роль и направили его в русло переговоров с властью. Профсоюзы в принципе не заинтересованы в забастовке. К стачке, обоюдоострому оружию, прибегают лишь тогда, когда нет другого выхода, когда на пути переговорного процесса в рамках коллективного трудового спора ресурсы компромисса исчерпаны. Компромисс — самый желательный исход.

[1] Юргенс И. Ю., Можаев В. Е. Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра//БПА, 1996, № 1

[2] Рукавишников В. О. Социальная напряженность: диагноз и прогноз //Социс. 1992, № 3, с. 22-23

[3] Там же.

[4] Юргенс И. Ю., Можаев В. Е. Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра // БПА. – 1996 - № 1. - с. 74

[5] Забастовки 1989-1993 гг. в России (социологический аспект) / Под ред. А. К. Зайцева. — Калуга, 1996. - с. 57.

[6] Гайнулина Ф. И. От социальной напряженности к социальному партнерству // Социально-гуманитарные знания. – 1998. - №4

[7] Хенкин С. Социальная напряженность в российском интерьере //Власть. – 1997. - № 4. - с. 21.

[8] Рогова Г. В. Социально-политические процессы и судьбы рабочего движения в России //Мировая экономика и международные отношения. – 1996. - № 8.

[9] Вдовиченко Л. Н. Конфликтогенные факторы в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2005. - № 3. - с. 92

[10] Тагиров Э. Р., Тронова Л. С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. - Казань, 1996. - с. 13

[11] Гайнулина Ф. И. От социальной напряженности к социальному партнерству // Социально-гуманитарные знания. – 1998. - №4

[12] Руководство по праву на забастовку для стран юго-восточной Европы / Я.А. Петрович, П. Катзарски, Д. Маринковичем, И. Энахе. – София, 2000. –с. 19

[13] Там же. С.43-45.

[14] Руководство по праву на забастовку для стран юго-восточной Европы / Я.А. Петрович, П. Катзарски, Д. Маринковичем, И. Энахе. – София, 2000. –с. 42.

[15] Руководство по праву на забастовку для стран юго-восточной Европы / Я.А. Петрович, П. Катзарски, Д. Маринковичем, И. Энахе. – София, 2000. –с. 38-40


Другие статьи:

Визуальный имидж политического и партийного лидера
В рамках проблемы формирования политического имиджа многие исследователи выделяют в качестве самостоятельной проблемной области пласт визуальных методов. Немаловажным преимуществом данной разновидности методов является значительно лучшее ...

Права человека
Китайское правительство дает высокую оценку Всеобщей декларации прав человека. Оно считает, что эта декларация является первым международным документом, в котором в систематизированной форме предусмотрены конкретные положения в области ув ...

Структура и функции общественного мнения
Функции общественного мнения 1. Обеспечение обратной связи в системе государственного управления; а) Экспрессивная (через общественное мнение происходит непосредственное выражение интересов и требований социальной общности); б) Консуль ...