Коллективные трудовые разногласия существовали практически всегда, не становясь, однако, достоянием гласности. Что же касается наиболее острых форм их проявления — забастовок, то в советское время официально считалось, будто они вообще чужды социалистическому обществу. В связи с этим правовой механизм рассмотрения трудовых коллективных разногласий практически отсутствовал термин «забастовка» в законодательстве о труде не употреблялся.

Обострение социально-экономических проблем в России конца 80-х гг. и последующая трансформация политических и экономических отношений не просто вернули забытые формы протеста, но и сделали забастовки нормой социальных отношений. «Поле» требований бастующих сразу стало чрезвычайно широким: от повышения заработной платы и изменения условий труда на отдельном предприятии до изменения закупочных цен на продукцию всего аграрного сектора. Нередко в качестве условий прекращения забастовки выставлялось требование сменить руководство предприятия, города.

Хотелось бы напомнить, что применение такого «инструмента», как забастовка, в разрешении социальных проблем в сфере трудовых отношений — это очень серьезная и крайняя мера. Поэтому можно согласиться с резкой критикой профсоюзов, стачкомов, которые, не исчерпав путь переговоров, используют забастовку как метод силового давления.

В обстановке растущего вала забастовок, грозящего вылиться в неуправляемый процесс, именно профсоюзы взяли на себя организаторскую роль и направили его в русло переговоров с властью. Профсоюзы в принципе не заинтересованы в забастовке. К стачке, обоюдоострому оружию, прибегают лишь тогда, когда нет другого выхода, когда на пути переговорного процесса в рамках коллективного трудового спора ресурсы компромисса исчерпаны. Компромисс — самый желательный исход.

[1] Юргенс И. Ю., Можаев В. Е. Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра//БПА, 1996, № 1

[2] Рукавишников В. О. Социальная напряженность: диагноз и прогноз //Социс. 1992, № 3, с. 22-23

[3] Там же.

[4] Юргенс И. Ю., Можаев В. Е. Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра // БПА. – 1996 - № 1. - с. 74

[5] Забастовки 1989-1993 гг. в России (социологический аспект) / Под ред. А. К. Зайцева. — Калуга, 1996. - с. 57.

[6] Гайнулина Ф. И. От социальной напряженности к социальному партнерству // Социально-гуманитарные знания. – 1998. - №4

[7] Хенкин С. Социальная напряженность в российском интерьере //Власть. – 1997. - № 4. - с. 21.

[8] Рогова Г. В. Социально-политические процессы и судьбы рабочего движения в России //Мировая экономика и международные отношения. – 1996. - № 8.

[9] Вдовиченко Л. Н. Конфликтогенные факторы в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2005. - № 3. - с. 92

[10] Тагиров Э. Р., Тронова Л. С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. - Казань, 1996. - с. 13

[11] Гайнулина Ф. И. От социальной напряженности к социальному партнерству // Социально-гуманитарные знания. – 1998. - №4

[12] Руководство по праву на забастовку для стран юго-восточной Европы / Я.А. Петрович, П. Катзарски, Д. Маринковичем, И. Энахе. – София, 2000. –с. 19

[13] Там же. С.43-45.

[14] Руководство по праву на забастовку для стран юго-восточной Европы / Я.А. Петрович, П. Катзарски, Д. Маринковичем, И. Энахе. – София, 2000. –с. 42.

[15] Руководство по праву на забастовку для стран юго-восточной Европы / Я.А. Петрович, П. Катзарски, Д. Маринковичем, И. Энахе. – София, 2000. –с. 38-40


Другие статьи:

Пути модернизации общества и политической системы
Обобщая условия модернизации различных стран и режимов, многие ученые настаивали на необходимости определенной последовательности преобразований, соблюдения известных правил при их осуществлении. Так, У. Мур и А. Экстайн полагали необходи ...

Иные внеправовые политические технологии
Заявление об отставке является эффективным методом манипулирования, если оно не выражение слабости или нежелания занимать данный пост. В таком случае оно чаще всего средство сохранения, обеспечения и укрепления власти. К использованию это ...

Развитие средств политических коммуникаций
Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов. В традиционных госуд ...