Политология » Внешняя политика » Концепция национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности.
Страница 5

В дополнение к обеспечению физической безопасности страны и её территориальной целостности в настоящее время национальную помощь во всех её аспектах необходимо реализовывать, принимая во внимание проблемы мирового океана, загрязнения окружающей среды, сельскохозяйственного производства, численности населения, энергоресурсов и др. Таким образом, ресурсы, которыми располагает та или иная страна, - это лишь один аспект мощи. Действия и реакции авторов по отношению друг к другу составляют другой не менее значимый ее аспект. Иначе говоря, национальную мощь отдельно взятого государства можно определить только в контексте его отношений с другими государствами.

Важной составной частью национально-государственной безопасности является экономическая безопасность. От нее зависят соблюдение и реализация внутренних и внешних государственных интересов, жизнеспособность и эффективность внутри- и внешнеполитической стратегии. Многие авторы придерживаются мнения, что в качестве главной цели великих держав на смену сдерживанию риска военного конфликта периода холодной войны выдвигается сдерживание риска экономического конфликта. Нарастание региональных и глобальных экологических вызовов вносит существенные коррективы в политику международной безопасности, её содержание, методы и средства обеспечения.

Поэтому не случайно, что во многих странах в компетенцию органов, занимающихся проблемами государственной безопасности, например Совета национальной безопасности США и Совета безопасности Российской Федерации, отнесены не только вопросы сугубо военной политики, разведки и тому подобные, но и вопросы, касающиеся экономики, экологии, технологии, здравоохранения, образования и др.

Восхождение многоцентричного мира и озабоченность его субъектов относительно реализации своей автономии с помощью экономических и социальных средств обуславливают поиски новых форм защиты суверенитета. Этот момент приобретает особую значимость в связи с тем, что угрозы стали носить глобальный характер. Защита границ более не является исключительно делом военных. Зачастую деятельность отдельных стран, корпораций или даже отдельно взятого человека может иметь последствия всепланетарного масштаба. Например, уничтожение тропических лесов может пагубно сказаться на озоновом слое, а это в свою очередь может оказать существенное негативное влияние на степень концентрации кислорода в воздухе во многих странах или же изобретение и внедрение компьютерного вируса, который способен нарушить функционирование всей мировой компьютерной сети, не взирая на национальные границы. Иначе говоря, неуклонно возрастает значимость той компоненты «национальных интересов», которая совпадает с всеобщим интересом мирового сообщества.

В свете этих обстоятельств все большее признание получает стратегия коллективной безопасности. Эта стратегия подразумевает создание системы, в которой каждое входящее в неё государство согласно с тем, что его безопасность является делом всех, и присоединяется к коллективным действиям по отражению агрессии.

Возникает проблема интегрирования военно-политической безопасности и социально-политической политики в глобальном масштабе. Безопасность и благосостояние – два аспекта, которые находятся в нерасторжимой взаимозависимости, постоянно влияют друг на друга и на эффективность самого социально-экономического порядка. Очевидная необходимость интегрирования этих двух аспектов в единую концептуальную систему, цель которой – обеспечение оптимального благосостояния и безопасности как можно большего числа людей и народов.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другие статьи:

Компромиссный подход к соотношению политики и морали. Этика ответственности и этика убеждений М.Вебера
Этот (четвертый) подход сегодня преобладает среди ученых и политиков. Он исходит из признания необходимости воздействия нравственности на политику, учитывающего специфику последней. Один из важнейших обоснователей компромиссного подхода ...

Основные типы политической социализации
Различия в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют выделить соответствующие типы политической социализации. К ним можно отнести: — гармонический тип политической социализации, отражающи ...

Понятие государства и гражданского общества. Происхождение и признаки государства.
Происхождение: Государство появилось на исторической сцене 5—6 тыс. лет назад и с тех пор постоянно эволюционировало. Почему же раньше, причем очень долго, люди могли обходиться без раздутого госаппа­рата, полиции и армий? Причин тому мно ...