Политология » Общественно-политические организации и движения » Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное

Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное
Страница 2

Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

“Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти”[3].

В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”[4]. Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Институционализм
Нетрудно видеть, что политическую реальность можно представить в двух состояниях: с одной стороны, она существует как взаимодействие, функционирование государств, партий, институтов и их облеченных властью представителей, с другой — это с ...

Развитие политической мысли в России
1) Политическая мысль эпохи Киев Руси удельного периода (9-13 век). 2) Политические идеи в период становления XIV - XVI . 3) Политические теории становления абсолютизма. 4) XIX века. Политические концепции. Вопрос 1. Илларион. ...

Идеи прав человека в античности и Средневековье
В самой общей и первой по времени формулировке естественное право представляет собой высшее, божественное установление, которое служит мерилом правильности или неправильности не только отдельных человеческих поступков, но и правовых норм ...