Политология » Политика и личность » Личность в политике

Личность в политике
Страница 2

Модель «интереса»предполагает, что социальный и политический порядок возникает как естественный результат сочетания интересов разных людей. Следовательно, нужна не сила подавления, а рациональное осознание индивидом своих выгод от общих усилий. Важнейшим постулатом в этой традиции является рассмотрение личности как СУБЪЕКТА политической деятельности.

«Поведенческая революция» в политологии привела к выделению проблемы личности в специальную область в рамках политической психологии. Есть несколько типов исследований, представляющих эту область. Во-первых, это так называемые case studies или качественные исследования отдельных конкретных случаев, в фокусе которых находятся неповторимые индивидуальности, будь то политик или просто гражданин. Многие из работ этого типа представляют собой психобиографии политических деятелей.

Другое направление изучения личности в политике – агрегативное, напротив, встраивает факты личной биографии политика в исторический контекст самого политического процесса.

Третье крупное направление представлено типологическими исследованиями. В них предпринимаются попытки «классифицировать политических деятелей в психологических терминах от самых примитивных до сложнейших». Основаниями для классификации служат отдельные психологические особенности политиков, свойства их поведения, мышления, стиля межличностных отношений, принятия решения и т.д.

По мнению Ф. Гринстайна, роль личности в политическом процессе тем больше, чем более среда восприимчива к тому, что личность ей предлагает, чем выше позиция человека в политической системе и чем ярче сила Эго того или иного политика.

Считается, что лидерство, как социнтститут включает в себя 3 компонента: лидера, среду и их взаимодействие.

Для определения психологической природы лидерства выделяют несколько ключевых вопросов касательно методологии исследования самой предметной области, т.е. психологической природы лидерства: первым ключевым компонентом является личностный компонент лидерства. В этом смысле исследователя интересует исполнение лидером политических ролей. Кроме качества исполнения политической роли к личностному компоненту относится мотивационно-потребностная сфера.

К основным потребностям, мотивирующим политическое поведение лидеров можно отнести:

– потребность во власти;

– потребность в осуществлении контроля над событиями и людьми (контроль – форма реализации власти);

– потребность в достижении цели;

– потребность в аффилиации – стремление к одобрению другими.

К личностным компонентам лидерства относится и эмоциональная составляющая, Я-концепция и самооценка.

Высшим проявлением личностного компонента лидера является имидж, причем психологи различают вербальный и визуальный имидж.

Для сравнительного анализа лидера, помимо личностных факторов, необходимо учитывать фактор среды. Здесь большая роль отводится политической ситуации, а не заслугам самого лидера. Влияние на развитие лидерского отношения оказывают атрибуты. К факторам среды психологи относят и окружение лидера, т. к. лидер всегда отражает цели группы и действует от ее имени.

Выделяя различные основания для анализа лидерства, необходимо учитывать взаимодействие элементов, относящихся либо к личностным факторам, либо к факторам среды. Возникает так называемый личностно-ситуативный компонент.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Выводы и предложения
Валютная политика страны должна быть пересмотрена с учетом защиты национальных экономических интересов и национальной экономической безопасности этих интересов. Официальный валютный курс должен быть переведен в режим гибкого валютного кур ...

Особенности внешней политики России на современном этапе.
Для нас, российских граждан, особо стоит вопрос о месте и роли России в мировом сообществе в настоящее время. Дискуссионным остается вопрос о том, остается ли Россия после распада СССР великой державой, способной конкурировать на мировой ...

Деспотия большинства
В афинском полисе господствовала прямая демократия. Главным институтом власти служило Народное собрание. Именно в нем без каких-либо опосредующих звеньев — партий, парламента или бюрократии — формировалась общая воля, принимались законы и ...